В период личной зависимости непосредственный производитель естественным образом «сращен» с условиями его труда в силу того, что общественное производство осуществлялось в качестве усвоения и переработки органических возможностей человека, но положенных в социальной форме. Принципом этой формы служила человеческая коллективность и жизнедеятельность, сфера самовоспроизводства человека. Особенность жизнедеятельности, ее естественные определения и составляли в период личной зависимости ее специфически социальную форму. Общинная организация строилась на естественных отношениях самовоспроизводства — "воспроизводства производителя" в его "первоначальной полноте" и в "объективных условиях его существования и вместе с ними" [113, с. 485, 105], - которые должны квалифицироваться как социальные.
Синкретичное единство всех сфер общественной жизни в период личной зависимости объясняется тем, что социальная форма жизнедеятельности только начала отделяться от самой жизнедеятельности, первоначальная социальность подчинила всю жизнедеятельность индивида коллективу.
На втором выделенном К. Марксом этапе человеческой истории, в эпоху вещной зависимости прежние отношения производящих индивидов к объективным условиям их труда снимаются:
"Эти объективные условия труда все еще имеются в наличии, но в иной форме, как свободный фонд, в котором все прежние политические и т. п. связи стерты, и они противостоят этим отдельным от них, лишенным собственности индивидам уже только в форме… прочно обособившихся стоимостей" [113, с. 494].
В Новое время предметная деятельность производящих индивидов расщепляется, предметность в труде более не является социальной характеристикой, и общественное производство в результате многократного опосредствования социальных взаимодействий перестает быть сферой производства человека, выступая сферой отчуждения общественного индивида от предмета и продукта его деятельности.
"Объективные условия труда, — пишет К. Маркс, — приобретают по отношению к живой рабочей силе субъективное существование…; с другой стороны, всего лишь субъективное существование рабочей силы по отношению к ее собственным условиям придает ей всего лишь безразличную объективную по отношению к этим условиям форму…" [113, с. 451].
Универсальная деятельность явным образом дифференцируется на социальную форму и собственно деятельность. Если в период личной зависимости субстратом социального отношения выступают"…антропологические характеристики конкретного индивида, включая «общительность», неспособность существовать иначе чем непосредственно-коллективным образом" [115], то в период вещной зависимости таким субстратом у К. Маркса является абстрактный труд как мера совокупного общественного богатства, как всеобщее, существующее в опосредствованиях и через опосредствования. Социальное отношение выступает для индивидов и "как вещная необходимость, и как чисто внешняя связь", выражающая их независимость, "для которой общественное бытие является хотя и необходимостью, но и не более чем средством, и, следовательно, самим индивидам представляется как нечто внешнее…" [112, с. 453]. В эпоху личной зависимости каждый индивид совпадал со своей общественной определенностью, а в эпоху вещной зависимости общественное и личное существенно разнятся, обособление личности проявляется как ее выпадение из всеобщего труда.
В период личной зависимости отношения к предметам, действия с ними сращены с отношениями индивидов друг к другу (см.: [113, с. 484–485]). Всеобщая вещная зависимость обусловлена превращением предметного содержания практик в систему социальных отношений: всеобщие зависимости, выражающие способ формирования любой возможной вещи, отделяются от субстрата, и субординация действий, составляющих цельный процесс образования вещи, приобретают статус отношения агентов в процессе общественного производства жизненных средств. В исходной синкретической, недифференцированной системе практик, выражающей в одинаковой степени и сущностные структуры вещей, вовлекаемых в производство жизненных средств, и отношения агентов в процессе этого производства, обособляется способ человеческих отношений, подчиняющий себе прежнюю основу в качестве своего условия: увеличение предметного содержания жизненных средств приводит к тому, что способы организации вещей на различных структурных уровнях из условий существования старого становятся самостоятельным системообразующим отношением, для-себя-бытием. Всеобщий способ формирования любой возможной вещи, независимо от какого-либо частного опыта, снимается в устойчивой форме деятельностного освоения каждого последующего предметного содержания, а данная фиксированная форма снимается во всеобщем способе взаимодействий "агент — агент" в процессе производства. Теперь принцип организации вещей выступает в роли принципа организации агентов.
Перейти на страницу: 1 2 3
|