Примером последствий изменения как этнического пространства бывшего СССР, так и этнической стратификации во вновь образованных на его территории государствах может стать положение 25,3 млн. этнических русских (более 17% всего русского на селения СССР), оказавшиеся после распада Союзного государства за пределами РФ.
Масштабы и последствия, в том числе, и политические, сложившейся ситуации еще не в полной мере осознаются не только институтами власти постсоветских государств, но и самими современниками дезинтеграции СССР. По данным массовых опросов еще восьмидесятых годов большинство русских в бывших союзных республиках считали своей Родиной не Россию и не республику своего проживания, а Советский Союз в целом. Потеряв его, они по сути своей превратились в апатридов, потому что всегда были по своей самоидентификации больше советскими, а не русскими людьми.
На эту и без того тяжелую социально-психологическую травму накладываются еще два немаловажных обстоятельства, усугубляющих сложность положения формирующейся русской диаспоры.
1. По данным переписи 1989 года около половины русских нового зарубежья родились в этих местах, именно там их «малая родина» — привычный уклад жизни и среда обитания. С Россией их связывает только язык и происхождение, поэтому возвращение на так называемую историческую родину для них — не одни лишь экономические и материальные издержки переезда, но и коренная ломка устоявшихся привычек и ценностей.
2. Крайне мала доля тех, кто свободно владеет новыми государственными языками, ибо до распада СССР основным языком общения был русский, а не язык титульного населения той или иной республики.
Отношение к русским в бывших союзных республиках стало меняться еще до его распада: так, по данным ВЦИОМ (сентябрь 1991 года) о его ухудшении, в частности, заявили 79% русских в Молдавии, 75% — в Киргизии, 54% — в Азербайджане, 59% — в Западной Украине, 34% — в Казахстане.
Неприязнь к русским обусловлена причинами как этнокультурными («размывание» этнической идентичности «нерусских» народов СССР под воздействием аккультурации /русификации/), так и этнополитическими, а неприятие советского периода истории /советофобия/ переносится на «имперский» народ—русских /русофобия/. Негативные установки представителей титульных народов вновь образованных государств подпитываются, а, отчасти, и формируются официальной политикой местных элит — во всех бывших союзных республиках взят курс на строительство национального государства, что далеко не всегда соответствует реальному соотношению этнических групп в населении страны.
Однако при всей внешней схожести положение русских в новом зарубежье обнаруживает существенные региональные отличия: вряд ли можно утверждать, что новая русская диаспора составляет единую общность по перспективам своей дальнейшей судьбы. Основных различий, на наш взгляд, — три:
1) мера совпадения правового статуса национального меньшинства с реальной численностью русской общности в населении государства (так, например, положение русского в Нарве, где титульного населения менее 10%, заметно отличается от положения русского в Ереване, где титульное население превышает 98%);
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5
|