Наиболее благоприятный фон межнациональных отношений в Белоруссии: высокая интегрированность народа этого государства, этнокультурный характер белорусского возрождения, языковая русифицированность белорусов, соответствие национального законодательства международным правовым актам в части обеспечения прав меньшинств — все это способствует стабильности положения русских в республике (13,2%).
Украинское законодательство также соответствует международным нормам: принятый в 1993 году Закон о национальных меньшинствах гарантирует русским (22,1%) право на культурную автономию (ст. 6); обеспечивает создание Совета представителей национальных меньшинств при региональных органах управления (ст. 5); свободный выбор национальной принадлежности (ст. 11). Тем не менее, переоценка истории взаимоотношений Украины и России, инициированная радикальными национальными движениями, официальная политика украинизации в сфере образования, нерешенность «крымской проблемы» в целом и судьбы Севастополя, в частности, — создают неблагоприятный фон протекания этнонациональных процессов.
Молдавия.
Положение русских (13,0%) в этом регионе определяется, во-первых, конфликтной ситуацией в Приднестровье, во-вторых, стремлением части радикальных элит к воссозданию единого Румынского государства, в-третьих, Законом о государственном языке.
Данные исследования Института этнологии и антропологии, проведенные в конце 70-х годов, показывают, что для подавляющего большинства жителей республики национальная принадлежность не имеет значения ни при деловых контактах (83% молдаван и 82% русских), ни при вступлении в брак (соответственно 70% и 76%). Поэтому можно предположить, что политическая стабилизация в стране, наметившаяся с середины 90-х годов, взвешенная этнокультурная политика вернут Молдавию к тому благоприятному этнопсихологическому климату, который существовал там многие годы до начала приднестровского конфликта.
Кавказ.
Этот регион является наиболее конфликтогенным в постсоветским пространстве, что предопределено его географическим положением на стыке западной христианской и восточной исламской цивилизаций, государственными границами, унаследованными от СССР и не совпадающими с реальным расселением кавказских народов, специфическим менталитетом населяющих его этнических групп.
Карабахский, абхазский и юго-осетинский конфликты косвенно обусловливают положение русских в этом регионе, хотя они и не являются непосредственными сторонами конфликта.
Национальные законодательства закавказских государств, в целом, соответствуют международно-правовым нормам: так, в частности, в Азербайджане еще осенью 1992 года принят закон о защите прав и свобод, государственной поддержке, развитии языка и культуры национальных меньшинств, проживающих в Азербайджане. Аналогичные правовые акты существуют и в Грузии, и в Армении. Однако неуверенность русских Азербайджана (5,6%), Грузии (6,3%) и Армении (1,6%) в своей личной безопасности подкрепляют их ориентацию на перспективный выезд из стран своего постоянного проживания.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5
|