Исключительная заслуга Сорокина в разработке структуры социологии. В труде «Система социологии» он выделил три основных раздела в теоретической социологии: социальная аналитика (социальная антропология и морфология); социальная механика, т.е. изучение социальных процессов; социальная генетика, т.е. теория эволюции общественной жизни.
П.А. Сорокин разработал теорию социальной мобильности и стратификации, которая позволяла прослеживать динамику социальных процессов с помощью определения положения индивидов и групп в структуре общества. В работе «Социальная мобильность» автор говорит, что мобильность есть естественное состояния общества и включающая в себя не только индивидов и групп, но и социальных объектов (ценности). Мобильности могут различаться по направленности (восходящая и нисходящая), по формам (коллективная, индивидуальная), по интенсивности, по масштабности. Вертикальную мобильность он рассматривал в трех аспектах по трем формам социальной стратификации (политическая, экономическая, профессиональная), внутри- и межпрофессиональная. При этом автор четко различал социальную мобильность и так называемый «коллективный переход» относительно общественной стабильности и в периоды социальной дезорганизации (войны, революционные периоды, голод и т.д.).
Еще большую известность приобрело фундаментальней шее исследование, проведенное Сорокиным и посвященное социокультурной динамике – «Социальная и культурная динамика»(1937 –1941). Задача, поставленная самим Сорокиным, состояла в том, чтобы проследить всемирно-историческое развитие человечества и возникновение социокультурной «суперсистемы». В основе идеалистической концепции Сорокина – идея о приоритете сверхорганической системы ценностей, значений, «чистых культурных систем», носителями которых являются индивиды и институты. Исторический процесс по Сорокину, есть цикличная флуктуация типов культуры, каждый из которых – специфическая целостность, имеющая в основе несколько главных предпосылок (представлений о природе реальности методах ее познания). Он выделяет три основных типа культуры: чувственный (sensate), где преобладает непосредственно чувственное восприятие действительности; идеациональный (ideational), где преобладает рациональное мышление; идеалистический (idealistic), где господствует интуитивный вид познания. Каждая система «истин» воплощается в праве, искусстве, философии, науке, религии, и структуре общественных отношений, рациональное преобразование и смена которых происходит в результате войн, революций, кризисов. Эти стадии или своеобразные парадигмы определяют по мысли Сорокина все основные социальные структуры и процессы, происходящие в обществе. Причем переход от одной стадии к другой подчас сопровождается столкновением и крушением общественных структур. Кризис современной «чувственной» культуры Сорокин связывал с развитием материализма и науки и выход из него видел в победе религиозной «идеалистической» культуры.
Влияние теорий Сорокина на развитие западной социологии было значительным.
2.3 Советская социология 20-30 гг.
2.3.1 Положение социологии в нашей стране после Октябрьской революции характеризовалось сравнительно кратковременным подъемом вначале и середине 20-х годов, подъемом, который сменился чуть ли не сорокалетнем периодом запретов и гонений на эту науку и ее представителей. Социологическая теория, по природе своей признающая плюрализм теоретических интерпретаций и подходов, была полностью подчинена господству институализированного марксизма и его идеологии.
В истории российской социологической науки период 20-30 гг. был периодом «вычитания и потерь». Для него характерны такие парадоксы, как новаторство, блестящее начинание и бесплодное экспериментаторство; много энтузиазма и идеологизация теоретических поисков; поиск новой культуры и большевидский принцип «справедливости». Доведенные до логически завершенного абсурда, они разрешились официальным запретом социологии, который в советской социологии оставил «белое пятно».
Развитие социологии в России в начале ХХ века было на подъеме и к Февральской и Октябрьской революциям 1917 г. сложился достаточно высокий интеллектуальный потенциал. Он был представлен:
а) немарксистской традицией академической социологии с приоритетом теоретических исследований – Н.И. Караев, П.А. Сорокин, К.М. Тахтарев и др.;
б) марксистской традицией с приоритетом радикализации социологии в политической борьбе – А.А. Богданов, В.И. Ленин, Е.А Энгель и др.
|