1913 год - год 300 летия Романовых - принес множество новых слухов и ожиданий. Нерчинская каторга пережила страшное потрясение и разочарование, когда ожидание амнистии и послаблений заключенным не реализовались. Брешь в режиме пробила только первая мировая война. Надзиратели регулярно обращались за разъяснениями к политическим, активно обменивались с ними новостями о ситуации в стране и за ее пределами.
Оставшееся до амнистии 1917 года время сибирская ссылка и каторга не переживала особенных потрясений, и хотя прежних “вольностей” более не допускалось, репрессивный напор тюремных и полицейских администраций существенно сократился.
2. Характеристика морального положения ссылки и каторги
a) Проблема переоценки ценностей и её влияние
на моральное положение ссыльных и поликаторжан.
Каторга и ссылка налагали свой отпечаток на моральное состояние политзаключенных. Вряд ли можно всерьез говорить о духовной общности ссылки - дальше "коммунальных" проблем она обычно не шла, а при выходе на поселение бывшие каторжане довольно скоро переходили к индивидуальному хозяйству, желая отдознуть от иноголетней жизни “на людях”.
В среде каторжан и ссыльнопоселенцев можно было встретить и социал-демократов, и эсеров, и анархистов, и бундовцев, и националистов, то есть политический состав ссылки был крайне неоднородным. Соответственно, в пику революционно настроенным заключенным, придерживавшимся так называемой "этики ссыльного революционера" и призывавшим к активной борьбе, можно было встретить и упаднические настроения. Все это, безусловно, провоцировало как политическое, так и моральное размежевание среди ссыльных; социальный и партийный состав имел немалое влияние на моральное положение политической ссылки.
Вообще, по мнению самих ссыльных, ссылка являлась производной от революционной среды, из которой она формировалась. Когда в революционном движении господствовало народничество - ссылка в большинстве своем состояла из народников. Позднее на смену народникам пришли марксисты, а за ними - социал-демократы. Так, например, две ведущие фракции революции 1905 года - социал-демократы и социал-революционеры - преобладали в Якутской ссылке 1910-х годов.
У эсеров в то время в Якутске находилсь Зензинов (в Верхоянске), бывшая “мальцевитянка” Л. Езерская, П. Куликовский и другие. Эсеры группировались вокруг Л. Езерской, создавшей своеобразный "эсеров-ский салон" в Якутске. В материальном отношении эсерам жилось лучше, так как их лучше, чем социал-демократов, поддерживали эсерские организации. Социал-демократическая группа была менее обеспечена, но зато в ее составе было “довольно много деловых ребят, которые сумели сделаться "общественно-полезными" людьми в Якутии.”
Так, социал-демократы Ерохин, Щербаков, Швец - служили у Громовых по торговой части. В.И. Николаев - известный кооператор-меньшевик - выпускал первую общественную частную газету в Якутске. Н.А. Скрынник, Сенотрусов - преподавали. (134)
Каждая группа жила своей жизнью, своими интересами, но между ними было живое общение, объяснявшееся связями, возникшими в тюрьмах Нерчинской каторги. Позднее, когда подошла новая публика, из новых тюрем, личные связи ослабли, и обе фракции якутской ссылки больше обособились.
Тем не менее, отрыв от непосредственного участия в деятельности партийных организаций, отдаленность мест поселения от центров политической активности, длительность заключения, необходимость постоянно заботиться о заработке и решении прочих проблем собственного существования в ссылке или на каторге, не способствовали укреплению "революционного духа" политических ссыльных.
И все же, сами бывшие политкаторжане признают, что “это было то время, когда мы, без различия партийности,отражали ярко, сгущенно, почти целиком повторяли "волю". "Волю" со всеми ее упадническими настроениями, отвернувшуюся от революционно-общественной деятельности и искавшую "утешения" и смысла жизни во всем, в чем угодно: в боге, в искусстве, в личных отношениях, в порнографии и проч. “
В 1907-1910 годах на женскую каторгу, полностью сосредоточенную в Мальцевской женской каторжной тюрьме, никаким образом не распространялись репрессии, применяемые порой к каторге мужской, а внешние проявления каторги (кандалы, проверки и т.д.) особенно не беспокоили арестантов.
|