|
Регистрация

Проблема социологии

Социологическая теория есть теория "социального мира", и социологическое познание есть институционализированное исследование. Подробно...

Суть социокультуры

Суть новой культуры вырастает из разрушения характерных для классического индустриального общества систем.
Подробно...

Социальная политика

Если верно утверждение, что политика выступает концентрированным выражением всех сторон жизни. Подробно...
Быт и настроения политической каторги и ссылки Сибири в 1900 - 1917 годах в воспоминаниях бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев. (по материалам публикаций в журнале \"Каторга и ссылка\" 1921-1935гг

Каторжанка постоянно задает себе вопросы, на которые никак не может найти ответа: “В чем оправдание нашей борьбы да еще с оружием в руках?”, “И какой смысл? “, “Почему обязательно надо идти таким узким путем - классовой борьбы?”, “Кто сказал, кто доказал, что социализм нужен?”, “Кто сказал, что надо непременно бороться за интересы трудящихся?”

Эти рассуждения порой доходили до "исступленного резонерства": “Почему я непременно должна дать чистую рубашку пришедшей с этапа?”

Этими настроениями каторжанок формировалось и настроение социальной среды, характерными чертами которой становилась расхлябанность, пассивность, поддержка "резонерства" как должного подражанию и так далее .

Проявилось это и во время резкого усиления административного произвола в мужских тюрьмах Нерчинской каторги в 1910-1911 гг., вызвавших ряд самоубийств и голодовок политзаключенных. Женская каторга оказалась неспособна к серьезному и адекватному протесту в знак поддерджки. А. Биценко пишет: “Для меня несомненно, что большинству жизни своей было не жаль . А все же молчали. < .> Очевидно, как ни мучились тем, что происходило в мужских тюрьмах, все же, в конце концов, не было достаточно повелительного стимула к выражению протеста смертью своей . “

Едва ли не самое острое перживание политкаторжанок: признание своей негодности перед лицом "масс" - в лице солдат, матросов, осужденных за восстаний и перед массой уголовных. Знакомство с произведениями Л. Андреева донельзя обостряло это чувство; часть политкаторжанок даже обращалась к начальству с просьбой перевести их к уголовным для "слияния с ними".

Для большинства был характерен отход от революционно-социалистических позиций. Отпечатывалось это на общем фоне забвения слов "партийность", "социализм", "товарищ": если они и упоминались, то только с иронией, в кавычках или "исторически".

Под знаком забвения и беспощадной расправы с самим собой, в среде каторжанок сами собой сложились неписанные заповеди: "Никаких ссылок на партийные авторитеты и принципы", "никаких авторитетов вообще" (плевать на всех!), "не суди никого, на себя погляди" и так далее в том же духе: “В нашей жизни можно было найти сколько угодно таких случаев, показывающих, что в своей оценке действий своих ли, оставшихся ли на воле мы уже далеко отодвинули критерий классовой морали, стало быть и "революционной этики", о которой так любили шуметь”.

Не только каторжане, но и многие ссыльные вынуждены были пересматривать собственные моральные принципы, предпочитая честное обывательское существование активной общественно-политической деятельности.

Ф.Я. Кон, прошедший через ссылку в конце XIX века, указывает на то, что ссыльных неизбежно затягивала необходимость обустройства. Ссыльным было необходимо жилище - они строили дом, для дома нужна была обстановка, для того, чтобы содержать собственное хозяйство нужна была работа, многие обзаводились семьей,открывали свое дело и так далее: “это было то "бытие", которое определяло "сознание", - "бытие", одних заставлявшее пить, лишь бы забыться, других доводило до самоубийства, еще иных превращало в обывателей”

Политическим ссыльным, помимо всего прочего, пришлось убедиться в том, что "бытие" определяло не только "сознание", но и политику.

Некоторые из ссыльных формации 1905-1907 гг., видя в ссылке непосредственное продолжение тюремного заключения, жили лишь чтением и подготовкой к дальнейшей партийной деятельности, совершенно игнорируя местную жизнь. Другие, особенно из "стариков", были тесно связаны со всеми культурными начинаниями и активно участвовали в культурно-просветительской работе ссыльного общества.

В. Виленский отмечает, что в 1912 году ссылка по социальному составу была приспособлена к так называемой "полезной деятельности": большинство сосланных составляли рабочие, имевшие то или иное ремесло. В отличие от предыдущих поколений ссыльных, которые много учились, читали, писали и так далее, ссыльные 1910-х годов должны были активно работать, зарабатывая себе на жизнь. На "революционную борьбу" времени просто не оставалось, да она и не нужна была в сибирской глубинке.

Перейти на страницу: 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

 
Европейский тип брачности
Изменения в семейно-брачных отношениях в Европе были вызваны и становлением здесь капиталистического способа производства.
 
Брак и семья у русских
В отличие от европейских стран ведущим типом брака у русских был виролокальный брак, т.е. проживание жены в семье мужа.
Рекомендуем к прочтению
Старение населения
Старение населения не есть что-то отличительное для нашей страны.
Детская смертность
Пугает статистика младенческой смертности в России. Этот показатель равен сегодня 18,6; т.е. 18-19 смертей возраста до одного года на 1000, родившихся живыми.
Причины межрегиональных контрастов
Мировая практика свидетельствует, что в зависимости от размеров душевого ВВП разные государства так или иначе обеспечивают поддержание минимальных денежных доходов и их определенное соотношение с доходами высокообеспеченных слоев.
Аборт - всегда аборт
О видах абортов написано немало, мы лишь кратко коснемся этой темы.