По величине затрат на них остальные наиболее затратные льготы следующие:
Льготы по налогам – 44,17 млрд р.;
Дотации на питание школьникам (3% минимального размера оплаты труда за учебный день) – 14,01 млрд р.
Глава III. Предложения и рекомендации в плане реформирования и совершенствования видов социального обеспечения, их финансовой организации.
Будучи органическим составным элементом перераспределительной системы в обществе государственного социализма, система социальных льгот должна претерпеть кардинальные изменения т. к. настоящее время она потеряла свою социально-экономическую эффективность
Согласно российскому законодательству, социальные выплаты и льготы предоставляются 2/3 населения страны. В России насчитывается около 150 видов социальных выплат, льгот, пособий, дотаций за счет бюджетных средств, охватывающих более чем 200 различных категорий населения (ветераны, дети, инвалиды, учащаяся молодежь и т. д.).
Маленький размер пособий и льгот не позволяет реально улучшить положение их получателей.
Существует недоучет реального уровня жизни получателей льгот, реальной нуждаемости в них.
Отсутствует приоритетность в предоставлении льгот (выделение приоритетных групп и учета важности, настоятельности потребностей, удовлетворяемых с помощью отдельных льгот в этих группах). Проводимые мероприятия не всегда являются адресными (свидетельство тому – слабая дифференцированность доли государственных трансфертов в денежных доходах богатых и бедных).
Нет четко обозначенного разделения полномочий бюджетов различных уровней в их обеспечении.
Суммарная стоимость всех видов социальной поддержки оценивается в 350 млрд руб. Доля населения, имеющего право на получение социальных гарантий, льгот и выплат, составляет около 68%, т. е. почти 100 млн человек могут претендовать и реально претендуют на них, причем подавляющее число льгот предоставляется по категориальному принципу.
Очевидно, что реальное бюджетное финансирование социальных расходов в таких масштабах осуществлять достаточно сложно, что приводит к неисполнению федерального законодательства, невыполнению государством своих обязательств перед гражданами и, в конечном счете, к дискредитации государственной власти.
Реформирование социальных льгот необходимо рассматривать в контексте создания целостного механизма реализации социальной политики в условиях перехода к рынку, включающей государственные социальные гарантии, систему поддержки нуждающихся и оптимальный набор льгот, выполняющих специфическую функцию, не сводимую к другим видам социальной политики.
Реформа системы льгот должна сочетать радикальную отмену льгот некоторым категориям граждан, оставить их только людям «за особые заслуги» перед обществом и государством, упорядочив эти льготы. Льготы некоторым социально слабым группам населения (детям отдельных возрастов, детям из многодетных семей, инвалидам, пострадавшим от катастроф и др.) перевести в систему государственной поддержки нуждающихся на основе широкого подхода к понятию «нуждаемость». Для этого необходимо:
предоставлять льготы преимущественно в форме и в объеме, которые дают возможность пользоваться ими только самому льготнику
перевести часть льгот в систему социального страхования (по зубному протезированию, лекарствам, санаторно-куррортному обслуживанию и др.)
|