Если иметь в виду генеральную линию крестьянского протеста, то он был направлен против отхода от традиционного идеала справедливости и правды (термины русских источников), чрезмерной нормы налогов и повинностей и усиливавшегося стеснения свободы, но отнюдь не против самого факта социальной стратификации.
Так, в 1714 г.: Крестьяне ишимских слобод активно протестуют против роста налогового бремени и произвола местных властей. Активное вооруженное сопротивление велось в течение 9 месяцев и имело своих предводителей и органы самоуправления.
В 1722 г. многочисленные крестьянские выступления связаны с введением системы подушного оклада, двойного оклада для старообрядцев и проведением I-й ревизии (в результате протеста перепись была приостановлена)
Как следствие этих вступлений, возник объединивший светское и религиозное сопротивление Тарский протест, который будет рассмотрен нами чуть ниже.
Чаще всего выступления государственных крестьян были вызваны тяжелыми натуральными повинностями, десятинной пашней. В итоге, после ряда выступлений, указом Сената от 8 августа 1762 г. правительство было вынуждено заменить обработку десятинной пашни денежным оброком.
По сравнению с крестьянами государственными, положение монастырских и приписных крестьян было еще более тяжелым.
Говоря об отношении крестьян бывших церковных вотчин к секуляризационной реформе, нельзя сказать, что она была бесспорно им выгодна. Передача в их руки значительного земельного фонда, отмена барщины и введение полутора рублевого оброка, а главное, перевод их из лично зависимого состояния в положение особой категории экономических крестьян, - все это, конечно, благотворно сказывалось на хозяйственной деятельности.
Духовные иерархи пытались противостоять общей секуляризации духовной собственности, пугая светские власти недобором податей и крестьянскими волнениями. Параллельно, безудержная эксплуатация крестьян духовными феодалами вызывала крестьянский протест, которого опасались и светские владельцы.
Действительно, на этом волнения не прекратились, поскольку главное требование монастырских крестьян – уравнивание их в правах с крестьянами государственными, так и не было удовлетворено. Секуляризационная реформа, хотя объективно и отвечала интересам крестьян бывших духовных владений, не была полностью одобрена ими, поскольку сохраняла элементы личной зависимости в экономической деревне в виде всевластия управителей-казначеев и чиновников экономических учреждений (правлений и коллегии экономии). Таким образом, протест крестьян вызывали именно крепостнические черты реформы, в силу чего этот протест является скорее антифеодальным, чем экономическим.
Опека и надзор, внедрявшиеся в экономических селениях правительственными чиновниками, приводили к стеснению хозяйственной свободы крестьян. Во всевластии экономических казначеев крестьяне усматривали опасность возрождения личной зависимости и в ряде мест продолжали борьбу за полное юридическое и фактическое слияние с населением государственной деревни.
Как и по всей России, такая форма протеста как массовый невыход на отработки активно применялась и Сибири в течение всего XVIII века.
Любопытны мотивы для большинства подобных выступлений. Например, в 1760-е годы, в среде приписных крестьян Масленского острога и прилегающих территорий, организационным моментом одного из массовых невыходов на работу стал слух о «милостивом» указе, освобождавшем крестьян от работы на заводах. Этот протест 8 декабря 1760 года привел к настоящему сражению между крестьянами из 23 окрестных деревень и правительственными войсками, направленными на подавление восстания. Убито 29 крестьян, пленено 300. Правительственные войска потеряли убитыми и ранеными 56 человек.
|