Легенды о «далеких землях» (а Беловодье – далеко не единственная «страна-утопия» русского происхождения) были специфической формой борьбы крестьянства с правительством, с общественным строем во всех его проявлениях; формой, до предела наивной и трагически бесперспективной, но исторически неизбежной, включавшей в себя существовавшие в то время царистские и церковные иллюзии и сохраняла свою относительную прогрессивность до того момента, пока крестьянам не приходилось вновь вступать в открытый активный конфликт с государством.
Изготовление и установка деревянных откатных ворот. Следует отметить, что распространение легенды о Беловодье было связано со специфической конспиративной деятельностью чрезвычайно своеобразной крестьянской анархистской религиозно-общественной организации – сектой «бегунов» или «странников». В основе этого учения лежало представление о том, что со времени реформы Никона начался «век антихристов». «Антихристова» суть, по мнению «бегунов», охватила все государство. Налоги, притеснения, рекрутчина – все это олицетворяло дьявольскую сущность власти. Поскольку «бегуны» не могли предложить ничего взамен существующего государства хотя бы на уровне теории, они, подобно всяким утопистам, желали выключиться из социальных закономерностей, образовать некий островок в окружавшем из океане феодализма. Беловодскую легенду неуместно называть чисто «бегунской» легендой, поскольку она хоть и имела особую популярность среди старообрядцев, но пробрела весьма широкое распространение, имела общерусский характер и распространение.
К тому же, «бегунов» нельзя подозревать в существовании каких-либо, по крайней мере сознательно выраженных, политических убеждений. Они были крестьянами своего времени, религиозными, и вместе с тем, видевшими в расколе протест против официальной церкви. Они мечтали не о переделке общества, а о выпадении из него и в их учении следует видеть не только антифеодальный протест, но и его историческую ограниченность и консерватизм, антиобщественный и анархический характер.
Мечта о вольной земле сочетается в беловодской легенде не только с собственническими идеями, но и с типично старообрядческой мечтой о земле, сохранившей «древлее благочестие». И в этом смысле она является типичнейшим порождением наивного крестьянского монархического сознания.
|