Когда рассматривают коммуникацию в узком смысле слова, то имеют в виду тот факт , что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информации. Отсюда можно сделать следующий шаг и интерпретировать весь процесс человеческой коммуникации. Схема коммуникации может быть избражена как интерсубъективный процесс. (S«S). [ 1. с. 84 – 85 ] Итак, коммуникация от латинского слова communico – делаю общим, связываю, общаюсь. Коммуникация процесс двойственного развития или обмена информации, ведущий к взаимному пониманию. Если взаимопонимание не достигается, то коммуникация не состоялась. [ 2 c. 636 ] Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.
Существует коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимание партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения.
Причинами плохой коммуникации могут быть:
1. стереотипы – упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуации, в результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем.
2. "предвзятые представления" – склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно ("Люди верят тому, чему хотят верить").
3. плохие отношения между людьми, поскольку если отношение человека враждебны, то трудно его убедить в справедливости другого взгляда.
4. отсутствие внимание и интереса собеседника, а интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя.
5. пренебрежение фактами, то есть привычка делать выводы при отсутствии достаточного числа фактов.
6. ошибки в построении высказываний: неправельный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность.
7. неверный выбор стратегии и тактики общения.
Стратегии общения:
1. Открытое – закрытое общение. Желание и умение выразить полную свою точку зрения и готовность учесть позиции других. Закрытое общение – нежелание либо неумение выразить понятно свою точку зрения, свое отношение, имеющеюся информацию.
2. Монологическое – диалогическая.
3. Ролевое (исходя из социальной роли) – личностное (общение "по душам").
Также выделяются следующие виды общения:
1. "Контакт масок" – формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используется привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности).
2. Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект, если нужен – активно вступает в беседу, если нет – оттолкнуть.
3. Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения, и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
4. Духовное, межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему, и не обязательно прибегать к помощи слов.
Перейти на страницу: 1 2 3 4
|