5. Деловое общение, когда учитываются особенности личности, характера, возраста, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
6. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (месть, запугивание).
7. Светское общение. Суть в том, что его беспредметность – главное, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в данных ситуациях.
Ещё существует кодекс светского общения:
1. вежливость, такт – "соблюдай интересы другого".
2. одобрение, согласие – "не порицай другого".
3. симпатии – "будь доброжилателен, приветлив".
Тактика общения – реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе владения техниками и знания правил общения.
Также существует кодекс делового общения:
1. Принцип кооперативности – "твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направления разговора".
2. Принцип достаточности информации – "говори не более, не менее, чем требуется в данный момент".
3. Принцип качества информации – "не ври".
4. Принцип целесообразности – "не отклоняйся от темы, сумей найти решение".
5. "Выражай смысл ясно и убедительно для собеседника".
6. "Умей слушать и понять нужную мысль".
7. "Умей учесть индивидуальные особенности собеседника ради интересов дела".
Коммуникации бывают:
1. Вербальные.
2. Невербальные.
1. Вербальные (от латинского verbalis) словесный – термин используют в психологии для обозначения знакового материала, а также процессов оперирования этим материалом. [ 3 c. 155 ]
Передача самой информации возможна лишь посредством знаков, или знаковых систем. Используется системы, как человеческая речь, естественный звуковой язык то есть систему фонетических знаков.
Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации менее всего теряется смысл сообщения.
В структуру речевого общения входят:
1. Значение и смысл слов, фраз. Играет роль точность употребления слова,его выразительность и доступность, правельность построения фразы и её доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.
2. Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленый), модуляция высоты голоса (плавная, резкая),тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хрипучий). Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размерная манера речи.
3. Выразительность качества голоса: характерные специфические звуки, возникающии при общении: смех, хмыканье, плач, шёпот, вздохи. Исследования показали, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют – 7%, интонации – 38% - неречевое взаимодействие – 53%.
При помощи речи осуществляется кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а рецитент декодирует.
Последовательность действий говорящего и слушающего исследовано достаточно подробно. С точки зрения передачи и восприятия смысла сообщения схема К – С – Р (коммуникатор – сообщение – рецитент) асимметрично. Это можно увидеть на [ рис. 3.] . Для коммуникатора смысл информации предшествует процессу кодирования (высказывания), так как говорящий имеет сначала определенный замысел, а затем воплощает его в систему знаков. Для "слушающего" смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием. В этом случае хорошо осознается значение ситуации совместной деятельности. Точность понимания слушающим смысла высказывания может стать очевидной для коммуникатора лишь тогда, когда произойдет смена "коммуникативных ролей" то есть когда рецитент превратится в коммуникатора и наоборот. Диалог или диалогическая речь, как специфический вид "разговора" представляет собой последовательную смену коммуникативных ролей, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения, то есть происходит то явление, которое обозначено, как "обогащение; развитие информации". [ рис.4 ] Можно рассмотреть несколько видов общения.
Перейти на страницу: 1 2 3 4
|