Кроме того, граждане получают и другие виды доходов от самозанятости, оказывая услуги другим гражданам и получая плату за них наличными, не отражаемую в документах. Определить точно размер доходов от самозанятости невозможно. Не могут быть точно отражены также доходы от теневой экономики. В данном случае возможно применение экспертных оценок и результатов социологических обследований.
Изменение структуры доходов населения за период перехода к рыночной экономике показано в таблице 1.
Таблица 1. Структура денежных доходов населения (%)
Доходы |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
Оплата труда |
73,6 |
61,1 |
64,5 |
62,8 |
66,5 |
66,4 |
64,8 |
65,8 |
61,4 |
64,6 |
Социальные трансферты |
14,3 |
15,0 |
13,5 |
13,1 |
14,0 |
14,8 |
13,4 |
13,4 |
14,4 |
15,3 |
Доходы от собственности |
1,0 |
3,0 |
4,5 |
6,5 |
5,3 |
5,7 |
5,5 |
7,3 |
7,1 |
5,8 |
Доходы от предпринимательской деятельности |
8,4 |
18,6 |
16,0 |
16,4 |
13,1 |
12,5 |
14,5 |
12,6 |
15,9 |
12,4 |
Другие доходы |
2,7 |
2,3 |
1,5 |
1,2 |
1,1 |
0,6 |
1,8 |
0,9 |
1,2 |
1,9 |
Как видно из приведенных в таблице 1 данных, удельный вес оплаты труда снижается при возрастании удельного веса доходов от предпринимательской деятельности, от собственности и других видов доходов. Доля социальных трансфертов относительно стабилизировалась. Одной из важных задач политики доходов и заработной платы является повышение доли оплаты труда в структуре доходов населения, усиление трудовых мотиваций, восстановление престижа труда среди ценностных ориентаций человека.
|