Можно предположить, что если семантическая сущность материи – слово, однозначно идентифицирует объект или действие, то оно является в такой же степени элементом информационного потока, как и белковая молекула, хранящая внутри себя признаки породившей его программы, записанной языком генетического кода.
Но, по аналогии с нашей биологической моделью, отдельное слово, как и более объемный набор слов – фраза, а также мысль, идея, в зависимости от качественного состояния воспринимающего объекта могут тогда выступать в двух ипостасях:
- сигнальной, если воспринимающая их система уже содержит представления об описываемом предмете или действии;
- информационной, если описываемое явление несет в себе образ, структуру, понятие - качественно новые для воспринимающей системы.
Иначе говоря, и образ, и слово, и мысль, и идея в равной степени могут быть признаны атрибутами информационного мира, способными существенно влиять на движение материи. Так что, классики марксизма не зря признавали тезис:
- Идея, овладевшая массами, становится материальной силой.
Проблема «левшей» и «правшей», ее место в информационном мире
Определенные биологические особенности строения мозга человека, связанные с его диссимметрией, то есть наличием в области левой височной извилины речевого центра, не дублированного в правой половине мозга, определяет уникальные свойства человеческого сознания. Более того, принципы функционирования мозга, в котором всегда преобладает активность либо правого, либо левого полушария, создают в социуме базу для психотипического разнообразия, причем носители каждого психотипа по-разному взаимодействуют с информационным потоком.
Так, для людей левополушарного типа характерна выраженность абстрактно-логического мышления, способность мыслить посредством движущихся образов, создавать технические конструкции, а также музыкальные композиции преимущественно не образного, а также конструктивного типа, равно как и в художественном творчестве быть не пейзажистами, а скорее авангардистами абстрактного толка.
Для правополушарного психотипа, напротив, характерны:
- образно-чувственное мышление;
- склонность к гуманитарным дисциплинам;
- в музыке – создание произведений, порождающих в воображении зрительные образы;
- в художественном творчестве - практически исключен абстракционизм как природная склонность.
В том, что перечисленные психологические характеристики действительно отражают различную биологическую базу психики, а не являются плодом воспитания или условий жизни, убеждают научные исследования психики будущих космонавтов. Как выяснилось, поведение людей каждого психотипа в условиях сурдокамеры разительно отличается. Условия полного обеззвучивания наиболее тяжелы для людей левополушарного типа, тогда как для «правополушарников» тишина – лишь стимул к работе воображения.
Это свидетельствует, что для каждого психотипа в природе заготовлен свой «ключ» и своя «замочная скважина».
Мозг «левополушарника» «открывает», то есть переводит в физиологически активное состояние, например, после сна, звуковая волна, а «скважиной» для «ключа» является периферический отдел слухового анализатора, проще говоря, - ухо.
Мозг «правополушарника» открывает световая волна, а «скважиной» служит сетчатка глазного дна.
Именно поэтому для успешного включения индивидуума в процесс общения с информационным потоком, то есть воспитания и обучения, необходимо учитывать данные природные предпосылки. При этом важны и форма подачи воспитывающей информации, и преимущественный выбор образовательных предметов.
Унифицированная система воспитания и образования в равной степени неблагоприятна для личностей того и другого психотипа. Это обстоятельство, как это и было, по-видимому, в древнейшие времена, учитывается в малых этнических группах, но отброшено в современном цивилизованном обществе.
Несмотря на то, что «и образ, и слово, и мысль, и идея в равной степени могут быть признаны атрибутами информационного мира, способными существенно влиять на движение материи», необходимо также согласиться с тем, что уже вследствие названного выше психотипического разнообразия каждая личность по-своему взаимодействует с информационным потоком и по-своему его перерабатывает.
Выводы, например, которые могут сделать личности право - и леворолушарного типа, находящиеся в одном и том же информационном поле, могут быть неидентичными, но в то же время каждый со своей стороны они будут абсолютно достоверными и адекватными данной ситуации.
Серьезные проблемы могут ожидать социум по мере утверждения идеи принципиальной заменимости человеческого интеллекта - искусственным. Человечество стоит перед реальной возможностью устранения из сферы разума его чувственно-эмоциональной составляющей, – кстати, уникального природного дара вида Homo sapiens. А ведь именно эта сторона личности наделяет её и прозорливостью, и интуицией, и способностью к выбору неординарных решений в критических ситуациях, которые являются важнейшим условием сохранения и личности, и вида.
|