Среди женщин, впервые осужденных за убийство и нанесение тяжких телесных повреждений, отмечаются волевые качества, настойчивость в достижении цели. Этой категории преступников свойственны асоциальные взгляды и установки то есть такие, которые не носят характера активного неприятия, целенаправленного и осознанного отрицания общепринятых норм и ценностей. С чем же это связано? Изучение личности совершивших убийство выявляет у них социальную психологическую зависимость от другого лица. Убийцы как правило относятся к такой категории людей, для которых свободная и самостоятельная адоптация к жизни - всегда трудная проблема.
Факт преступления показывает, что выход из контакта с жертвой для них - практически невозможный способ поведения. Надо иметь в виду, что эта зависимость может реализоваться не только в контакте с жертвой, но и с кем-либо иным, тогда преступление оказывается опосредованным в зависимости от третьего лица.
Указанная особенность формируется в очень раннем возрасте как результат позиции, которую занимает ребенок(будущий преступник) в семье. Суть позиции - отвержение, неприятие ребенка родителями, прежде всего матерью. Это означает определенное отношение матери к ребенку, когда она либо не может, либо не хочет, либо не умеет своевременно удовлетворить его потребности, в первую очередь естественных (в пище, тепле, чистоте). В результате ребенок оказывается в ситуации, если можно так сказать, постоянного дефицита, постоянного неудовлетворения потребностей и постоянно зависит от матери потому, что только она могла бы их удовлетворить.
Ребенок живет как бы на предельном уровне: никогда не испытывает полной безопасности и удовлетворения своих потребностей, но не доходит до полной стадии полного лишения этих жизненно важных условий. Такое положение называется "ситуацией экстремального существования", которая несет в себе потенциально смертельную угрозу. Она и является источником убийств как актов индивидуального поведения. Таким образом, "тема" жизни и смерти начинает "звучать" для людей, которые находятся в ситуации отвержения уже в самом начале жизни.
Убийства, возникают как действие, направленное на сохранение автономной жизнеспособности преступника, как бы разрывающая связь жизнеобеспечивающим фактором, который перестал выполнять эту приписанную ему функцию. Приводимая схема включает в себя основные компоненты процесса зарождения этого вида преступлений, а также отражает в какой-то мере логику их взаимосвязи и взаимодействия.
СХЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА УБИЙСТВА
(криминогенетический аспект)
1. Мать(или лицо, ее заменяющее) - жизнеобеспечивающий фактор
для ребенка; |
2. Отношение частичного или полного отвергания матерью ребенка; |
3. Мать становится для ребенка жизнеугрожающим фактором; |
4. Возникновение экстремальной жизненной ситуации для ребенка (напряжение жизнеобеспечивающих психологических функций); |
5. Усиление биологической и психологической зависимости от матери как жизнеобеспечивающего фактора; |
6. Затруднение процесса обретения независимости, самостоятельности, личностной автономии; |
7. Замедление развития психических функций, усвоения социального опыта, психосоциальной дифференциации; |
8. Ограничение возможности адаптации в различных социальных
ситуациях, при изменении обстоятельств; |
9.Формирование "комплексов неполноценности" ; |
10. Формирование защиты от "комплексов неполноценности"; |
подчеркнутая независимость основанная на принципе своего "Я" |
полная податливость и зависимость от ситуации |
11. Неизбирательное, "случайное", плохо осознанное включение
в контакты и группы; |
12. Возникновение ситуации отвергания (пред преступной ситуации) (ср. п. 2); |
13. Персонификация угрозы жизненно важной ценности(ср.п.3); |
14. Возникновение экстремальной жизненной ситуации(ср.п.4); |
15. Убийство как попытка обретения независимой жизнеспособности. |
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
|