Основными в этой схеме являются элементы 1 - 4 и 12 - 14. Они тождественны по содержанию, но образуются в разные периоды жизни:
1 - 4 возникают на самых ранних стадиях, 12 - 14 - непосредственно перед совершением преступления. Их психологическое содержание состоит в таком изменении позиции человека, в котором его взаимоотношения с ситуацией обретают биологически значимый характер. И независимо от того, в какой мере он это осознает или вообще осознает ли, предмет посягательства воспринимается как несущий смертельную угрозу. Элементы 5 - 7 отражают указанные выше процессы зависимости: автоматизации, дифференциации и адаптации, составляющие в совокупности основные процессы индивидуального развития, формирующие психологический облик этой категории преступников и основу механизма совершения убийств. Понимание этого своеобразия может иметь практическое значение как в предупреждении тяжких насильственных преступлений, так и в исправлении, перевоспитании осужденных. В целом должно быть обеспечено своевременное и естественное развитие ребенка в первую очередь за счет создания условий для наилучших взаимоотношений родителей (особенно матерей) со своими детьми, эффективного реагирования на все случаи жестокого обращения с ним или невыполнения родителями своих обязанностей.
Девятый элемент схемы ("комплекс неполноценности") непосредственно, явно себя не проявляет, но выражается в следующем элементе как тенденция к гипертрофированной независимости либо вовлечению во всевозможные случайные компании и группы. Человек оказывается постоянно вовлеченным в непредсказуемые, неопределенные ситуации, когда требуются повышенные способности к адаптации. Но, как уже говорилось, именно способность приспосабливаться к изменяющимся условиям у таких людей ограничено. Достаточно быстро обнаруживается их неадекватность ситуации, возникает конфликт в котором лицо явно или скрыто отвергается(см. схема п. 12). Форма может быть различной: от прямого изгнания до насмешки, но этого всегда достаточно для того, чтобы женщина восприняла ситуацию, как угрожающую жизненно важным ценностям, прежде всего ее "Я", ее праву на существование. Личность оказывается полностью подчиненной ситуации, выходом из которой и является убийство. Внешне это может выражаться по-разному, в зависимости от характера отношения преступницы с провоцирующим фактором. Субъективный же смысл умышленного противоправного лишения человека жизни во всех случаях один: стремление преступницы достичь состояния автономной жизнеспособности, преодолеть зависимость от чего-либо или кого-либо, которая воспринимается как угроза существования преступницы.
Однако дело заключается в том, что преступное лишение жизни не является адекватным способом достижения указанной цели, так как способность лица к независимому продуктивному функционированию обеспечивается на ранних этапах индивидуального развития (онтогенеза) путем прогрессивной дифференциации психических систем. Нормальный процесс индивидуального развития лица должен вести его к преодолению, "снятию" биологической зависимости его отношений от окружающих. Только в этом случае для него открывается возможность формирования продуктивных отношений, свободного, независимого функционирования. У убийц указанный процесс блокирован с самого начала. Именно это ведет к различным формам " эрзац автономии", то есть скрытой зависимости женщины от определенных условий окружения (людей, вещей, норм, правил и др.), преодолеваемой неадекватными средствами, к числу которых относится и лишение человеческой жизни.
Как видно из сказанного, "основным в происхождении убийств является онтогенетический фактор - блокирование способности к автономии в результате отвержения потенциального преступника другими лицами."
Один из ярких примеров тому одно дело которое слушалось в суде. В убийстве несовершеннолетней Галины обвинялась некая Валентина Голенко. В ходе следствия удалось установить, что подсудимая состояла в интимной связи с отцом несовершеннолетней. Эта связь продолжалась довольно длительное время и Валентина поставила вопрос о создании семьи, однако ее любовник ответил отказом сославшись на свою несовершеннолетнюю дочь и нежеланием оставлять семью.
Тогда Валентина решилась на крайнюю меру - убить девочку, и ей это удалось. Судебно-медицинской экспертизой было установлено, что смерть девочки наступила мгновенно от сильнодействующего яда. В дальнейшем суд приговорил Валентину Голенко к двенадцати годам лишения свободы.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
|