Современная ситуация в стране характеризуется ломкой сложившихся форм и способов жизнедеятельности всех слоев общества,переходом на новые условия озяйствования,рыночным отношениям.У одних людей стоит на первом месте семья и их проблемы,для других характерна производственная направленность,третьи в своей жизни гармонично сочетают профессиональные интерессы,интересы семьи и общественные интересы.(16)
Задавшись однажды вопросом,кто же такие «женщины » и кто же такие «мужчины»,что означют эти слова в социокультурных интерпретациях, я обнаружила отсутствие таких дефиниций в философских и социологических,политологических и других толковых энциклопедических словарях и справочниках.Только в одном словаре (Словарь русского языка:В 4 т.) термин «женщина» определен как, «лицо»,противоположно по полу «мужчине».Очевидно,авторы следовали за В.И.Далем толковавшим слово «жена» как «женщина» или лицо женского пола,противоположное «мужчина».(18)
Определение двух половин человечества - мужчина и женщина – и особенностей их взаимодействий только по половому признаку показалось мне не достаточным.Особенно после того,как пришло осознание,что в социологии – науке ,изучающей социальнве изменения,происходящие главным образом по инициативе и во взаимодействии мужчин и женщин, до сих пор не существует таких базовых социологических категорий,как»женщина» и «мужчина».Они оказались своего рода «белым пятном» в современной социологии.
Знаменательно,что социум нашего макромира состоит из двух взаимодействующих половин.Составляя единое социальное полое,они имеют как общее,так и свое специфическое определение категориям «мужчина» и «женщина»,то можно получить следующее, а именно «женщина» и «мужчина» как два разных начала,две разные природы,имеющие различную психологию и неодинаковое социальное сознание,суть диалектическое социальное единство,высшее проявление которого –семь.При этом важно отметить,что те и другие могут различаться интересами,ценностями,динамиками стратификации,тягой к тому или иному виду деятельности и т.д.Апофеозом их единения как социальных групп является семья.Но и в ней интересы и ценности распределяются неодинаково.
Кстати,через категорию «семья» особенно проявляется социальная нагрузка с представителями и с представительницами разных полов:если в социологии понятие «семья» как социологическая категория присутствует и пользуется признанием,то ее базовые составляющие – мужчины и женщины отсутствуют,фигурируют как некие бесполые обьекты,не институциализированные половины человечества не могут рассматриваться с позиции социологии.Следовательно,женщины равно как и мужчины-как различные социальные группы со своими интересми,мотивами,ценностями,- нуждаются в институализации в сциологии.Общество,таким образом,суть диалектическое единство этих различных социальных качеств.Возникает вопрос: почему отсутствует социологическое толкование понятия «мужчины и женщины»?Может ли оно быть и если да,то какое?
Нам представляется,что социологическое толкование понятия «Мужчина и
Женщина» .Возможно, однако в большей мере как социобиологическое, то есть , с учетом признака пола.
Биологически, обьективно, мужчины женщины неодинаковы-отличается не только особенностями фигуры,лица и тембром голоса, но и анотомическим устройством,в частности,имеют разное количество рганов их устройство и функции.Но самым главым и , возможно предопределяющим многое другое,является рвзличие в строении их мозга(3).Завершенное целое мужчина и женщина являются лишь вместе и это проявляется в деторождении и семье.Однако период с 16 до 55 лет у женщин более сложен и менее привлекателен с точки зрения формирования положения в ,чем у мужчин.У мужчин профессиональное формирование идет непрерывно с нарастающим темпом. У женщин деторождение и воспитание детей нарушает непрерывность и не только тормозит,но и разрушает их профессиональное формирование . Практика показывает,что разрыв в проф. деятельности свыше 3х лет практически невосполним и женщинам как членам общества непреодолим .Она отстает от мужчины необратимо.
Таким образом, женщина образует социальную группу, имеющую характерные признаки – репродуктивную способность и прерыание профессиональной деятерьности. Для этой группы характерна и своя структура ценностей.Главное место в ней занимают дети;социальная роль матери, хранительницы очага, семьи, рода.(19)
Георг В.Ф.Гегель «Основы фiлософii права»:
«Шлюб,як безпосереднi моральнi вiдносини, мiстить,по-перше момент природноi життевостi, а саме як суттевi вiдносини життевiсть в ii цiлiсностi, власне, як дiйснiсть роду iйого процес.Однак, по-друге, в самосвiдомостi вiдбуваеться перетворення в духовну, самосвiдому любов тiльки внутрiшньоi або в собi cущоi i саме цим у своему iснуваннi тiльки зовнiшньоi едностi природних статей.»(20)
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
|