Государств такого было типа известно довольно много - это Египетская, Римская, Византийская, империя Чингисхана, Золотая Орда, Британская, Австро-Венгерская, Российская империи, США (по отношению к индейцам), и др. Неудачной попыткой создания государственности такого типа была и краткая история III рейха в 1939-1945гг.
Можно казать, что III рейх тоже была своего рода попыткой объединения Европы, но, в отличии от ЕС, на противоположных, имперских принципах. Именно на примере сравнения Европейского союза и III рейха мы можем увидеть системное различие между этими двумя типами государств, при практически полном тождестве их территории и населения.
Неочевидную связь государств такого типа, практикующих систематическое насилие и ведущих колониальные войны, с развитием бюрократии можно обнаружить и в книге Паркинсона. Так изучая малазийскую бюрократию в действии и сопоставляя ее со своим опытом штабного офицера во время второй мировой войны Паркинсон отметил, что для создания организационных структур, которые в военной обстановке складывались за пару недель, теперь в мирных условиях, потребовались бы годы. - "Когда идет война, бюрократия способна возникнуть, вырасти и распространиться столь быстро, что весь процесс оказывается как на ладони и легко поддается изучению." Таким образом можно заключить, что для роста бюрократии весьма существенен фактор насильственного управления обществом. Именно поэтому подверженнось засилью бюрократии можно увидеть режде всего у государств имперского типа, полицейских, систематически подавляющих мятежи - "замиряющих" население или постоянно ведущих войну против какого-либо внешнего или внутреннего врага ("зачищающих" по классовому, этническому или какому-то другому признаку).
В противоположность обществам имперского типа, в которых четко выражена метропольная и колонизированная группы населения - угнетающая и угнетенная, в добровольных обществах (строго говоря только им и соответствует само понятие "сообщество") часто можно вообще не обнаружить и следа бюрократизации.
К ужасу соременных юристов - "Как?!! Значит всякий может безнаказанно ударить другого дубиной по голове?", в этих обществах отсутствует записанное право и закон (иногда, правда, и ввиду отсутствия самой письменности). Тем не менее такие сообщества существовали и существуют, и зачастую вполне процветают.
В качестве примера можно привести сообщество называемое нами семьей. Наверное редко кому-либо из супругов приходила в голову создать конституцию семьи, составить гражданские кодексы прав мужа и прав жены, задокументировать права сына, или заверить юридическим документом процент зарплаты которую муж обязан отдавать своей жене. Хотя, конечно, следует признать, что в последние время появилась практика заключения брачных контрактов - таким образом администрирование, а вместе с ней и бюрократизация проникает и в этот добровольный социальный институт.
Что касается более сложных сообществ, например этнических, при внимательном рассмотрении обнаруживается, что и здесь отношения людей в основном регламентируются не столько сводом написанных законов с приданным ему судебным аппаратом и соответствующим аппаратом принуждения, но строятся главным образом на глубоком доверии людей друг в другу - аналогично, впрочем, как и в семейном институте.
Свод законов здесь заменен отшлифованным веками и внушаемым с детства сводом неписанных обычаев (у горских народов они назывались - адатами) и принятым в сообществе набором готовых прецедентов разрешения спорных и конфликтных ситуаций.
В качестве примера таких известных и ранее практикуемых, неюридических обычаев можно привести, например, дуэль (далеко не у всех народов дуэль предполагала смерть, часто ею предписывалось состязание в воле, смелости или в способности терпеть боль)
В качестве еще одного такого обычая можно привести кровную месть. При кажущейся ее жестокости следует учесть, что она практиковалась в обществе в котором не было ни тюрем, ни карательных органов, ни профессиональных палачей. В так называемом современном "цивилизованном" обществе жестокости не меньше - просто она, так же как и право на насилие монополизировано государством.
В истории случались прецеденты когда государство имперского типа по тем или иным причинам внезапно разрушалось. В истории это известно как период "смутного времени" в Руси, Великой Французской революции и Октябрьской революции 1917г. На этих примерах хорошо видно, как общество, внезапно лишенное искусственных государственных механизмов регуляции отношений между людьми погрязало в кровавой междоусобице - "войне всех со всеми" - то что в самоуправляемом добровольном сообществе было бы просто немыслимо.
Перейти на страницу: 1 2 3
|