Таким образом, мы проанализировали такую актуальную проблему, как феномен группового лидерства в студенческой среде.
Результаты показали, что лидерство как формальное (староста, куратор, декан) и неформальное (рядовой студент из группы) действительно существуют в академической группе. Разница в ответах опрашиваемых курсов присутствует. Это связано с приобретением опыта 3 курса, анализ определённых вещей.
Заключение
Усилиями многих отечественных педагогов и психологов создавалась теория становления и развития коллектива. На современном этапе при формировании успешного коллектива необходимо учитывать принципы, сформулированные еще А.С.Макаренко, и дополненные его последователями. Знание внутригрупповых отношений и эмоционального фона, поможет успешно реализовать цели и задачи, поставленные перед формирующемся коллективом.
Студенческая среда и особенности студенческой группы, оказывают мощное социализирующее и воспитательное воздействие на личность студента, на формирование лидера. Известно, что поведение людей в группе имеет свою специфику по сравнению с индивидуальным поведением, происходит как унификация, рост схожести поведения членов группы за счет формирования и подчинения групповым нормам и ценностям на основе механизма внушаемости, подчинения власти, так и рост возможностей оказывать свое ответное влияние на группу. В студенческой группе происходят динамичные процессы структурирования, формирования и изменения межличностных взаимоотношений, распределения групповых ролей и выдвижения лидеров и т.п. Все эти групповые процессы оказывают сильное влияние на личность студента, на успешность его учебной деятельности и профессионального становления, на его поведение. Преподаватель-куратор должен знать и понимать закономерности групповых процессов, этапы и условия преобразования группы в коллектив, обладать необходимой теоретической базой, предполагающей знания основ педагогики, психологии, социологии и других наук, для благотворного воздействия на коллектив и сохранении его в течении всего периода обучения в вузе.
При формировании студенческого движения, как и любого движения социальных групп, выдвигается лидер. Именно ему, изучению его проблем была посвящена данная работа.
В ходе исследования была изучены:
- литература, затрагивающая проблемы лидерства отечественных и западных авторов;
- определены особенности лидерства;
C учетом особенностей руководства в академических группах студентов, определены качества, которые необходимы лидеру для успешного руководства. Это:
- знание проблем организации и качеств ее членов;
- умение анализировать, принимать решения, выносить суждения;
- умение убеждать;
- владеть искусством общения с людьми;
- эмоциональная устойчивость;
- целеустремленность;
- наличие творческого подхода к решению проблем;
- гибкость ума;
- умение прогнозировать и разрешать конфликтные ситуации;
- умение использовать методы мотивации;
- организаторские способности.
В конечном итоге, цель данной работы – определение оптимальных социально-психологических основ лидерства в академической группе.
Мною было проведено групповое анкетирование первого и третьего курсов, сделаны выводы. Результаты показали, что лидерство как формальное (староста, куратор, декан) и неформальное (рядовой студент из группы) действительно существуют в академической группе. Разница в ответах опрашиваемых курсов присутствует. Это связано с приобретением опыта 3 курса, анализ определённых вещей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Брендель С., Шпиклис Ю. Психологический тренинг коллектива. – М.: Знание, 2005. – 215 с.
2. Генов Ф. Психология управления, - К.: София, 2004. – 165 с.
3. Дизель П. М., Мак—Кинли Раньян. Поведение человека в организации. М.: Столица, 1999. – 230 с.
4. Диминский Г.Г., Социально – политическая психология, К.: Основи, 2002. – 120 с.
5. Жуков Ю.М., Эффективность делового общения, М.: «Инфра-М», 2006. – 76 с.
6. Каким должен бать лидер в современной академической группе? // Высшая школа, – 2007. - №3. С. 54-61
7. Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблему руководства, М.: Политиздат, 2003. – 142 с.
8. Кричевский Р. Л. Если вы. руководитель. К.: Наука, - 2001. – 96 с.
9. Кузьмин Е.С., Руководитель и коллектив К.: Хрещатик, - 2005. – 158 с.
10. Лидерство в студенческой среде сегодня // Персонал, – 2007. - №7. с.65-70
11. Макаренко, А.С. Коллектив и воспитание личности/ [Сост. и автор вступ. ст., В.В. Кумарин].- Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2006. - 261с.
12. Марисова, Л.И. Студенческий коллектив: основы формирования и деятельности/ От ред. Б.И. Королев.- К.: Киев, 1985. – 113 с.
13. Ольшанский Д., Кому интересны интересы лидера? // Журнал “Бизнес”, 2005. - № 8, с. 17-24
14. Студенческая группа: [Сборник ].- М.: Мол. Гвардия, 2002. - 190с.
Перейти на страницу: 5 6 7 8 9 10 11
|