– изолированный, т.е. тот, который своими действиями и высказываниями оттолкнул от себя большинство.
И со всеми этими людьми нужно работать, подобрать к каждому свой подход. Прежде всего, используются методы убеждения и мотивации.
3. Анализ феномена группового лидера в студенческой среде
В этом разделе мною предложен анализ темы работы, который проводился посредством метода опроса, а именно анкетирования. При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него. По форме проведения оно может быть индивидуальным или групповым. В последнем случае за короткое время можно опросить значительное число людей. Я использовала именно групповое анкетирование, причем проводила сравнительный анализ мнений по теме, первого (см. Приложение 1) и третьего (см. Приложение 2) курсов, что позволит сравнить данные и сделать соответствующие выводы. Всего было опрошено 30 человек (на каждый курс по 15 человек).
Существует множество подходов и теорий изучения темы лидерства в студенческой среде, проанализированных в работах таких ученых, как Б. Г. Ананьев, И. С. Кон, В. Т. Лисовский и др. Предметом исследования является лидерство в студенческой среде, условия его возникновения и развития.
На мой взгляд, естественно лидер в академической группе есть и должен быть, однако не стоит забывать о таком понятии как «руководитель», который назначается вышестоящими людьми, а лидер как бы народом. В анкете был даже такой вопрос: «Согласны ли Вы с выражением: Руководитель назначен официально, извне, а лидер выдвигается «снизу», на который студенты ответили почти единогласно положительно.
Вообще, для анализа, было выбрано 10 ключевых вопросов из 19, и как я уже отмечала, проведен сравнительный анализ данных студентов первого и третьего курсов. Ведь в начале студенческой жизни сложно еще определить лидера и руководителя группы, приоритеты и в целом дружеской обстановкой между студентами. В первом разделе, мною было рассмотрена важность благоприятной позитивной обстановки в студенческой группе. Это является стимулом для успешной учебы, желание учиться и просто пребывать в хорошем настроении. Уже на третьем курсе, можно проанализировать пройденные годы в институте и смотреть адекватно на проблему лидерства. Уже и староста, которую выбирала сама группа, является не лидером, и куратора уже в глаза никто не видит, и ожидания как-то не оправдались, и надежды рушатся…на все смотришь по-другому. Именно поэтому я решила сравнить мнения студентов только при зарождении студенческой жизни и студентов, отучившихся уже три года. Все данные представлены в таблице 2.
Для анализа я выбрала 10 ключевых вопросов, а именно:
1. Довольны ли Вы дружеской обстановкой в своей группе?
а. Да
б. Нет
в. Не задумывалися
2. В Вашей группе есть лидер?
а. Да
б. Нет
3. Считаете ли Вы своего/свою старосту лидером группы?
а. Да
б. Нет
4. Вы бы хотели быть лидером своей группы?
а. Да
б. Нет
в. Не задумывались
г. я и так им являюсь
д. не знаю
5. Согласны ли Вы с выражением: Руководитель назначен официально, извне, а лидер выдвигается «снизу»
а. Да
б. Нет
7. Принимает ли участие куратор в жизни Вашей студ.группы?
а. Да
б. Нет
в. я его в глаза не видел
8. Как Вы считаете, декан факультета должен принимать участие в жизни студента (лично интересоваться успеваемостью, посещаемостью, взаимоотношениями с преподавателями и т.д.)?
а. Да, это будет держать меня в стимуле
б. Нет конечно, меня сразу же отчислят
в. Не знаю
13. Как Вы считаете, студенческое время – это действительно золотое время?
а. Да
б. Нет
14. Насколько Ваши ожидания оправдались, относительно студенческой жизни?
а. полностью
б. в большей мере
в. наполовину
г. очень мало
д. не оправдались
15. Согласны ли Вы с тем, что именно во время студенчества формируются такие качества, как целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой и др.
а. Да
б. Нет
в. Не задумывались
С вопросом «Согласны ли Вы с выражением: Руководитель назначен официально, извне, а лидер выдвигается «снизу», и первый и третий курс ответили в большинстве «Да»: 86,6% и 93,3% соответственно.
На вопрос «Принимает ли участие куратор в жизни Вашей студ. группы?» большинство студентов 1 курса ответили «Да», а старшие курсы отвечают противоположное. Ответа «Да» вообще нет, а большинство респондентов ответили «я его в глаза не видел». Это очень интересный вопрос. Т.к. лично ко мне относиться непосредственно. С первого курса мы ни разу не видели своего куратора. Существует такая проблема, которую необходимо решать.
Следующий вопрос, вызвал улыбки на лицах опрашиваемых. Ведь участие декана в жизни студента – кардинально меняет его жизнь. Оба курса в большинстве ответили «Да, это будет держать меня в стимуле». Рассмотрим данные:
| 1 курс | 2 курс |
Да, это будет держать меня в стимуле | 54,3% | 60% |
Нет конечно, меня сразу же отчислят | 40% | 33,3% |
Не знаю | 6,66% | 6,66% |
|