|
Регистрация

Проблема социологии

Социологическая теория есть теория "социального мира", и социологическое познание есть институционализированное исследование. Подробно...

Суть социокультуры

Суть новой культуры вырастает из разрушения характерных для классического индустриального общества систем.
Подробно...

Социальная политика

Если верно утверждение, что политика выступает концентрированным выражением всех сторон жизни. Подробно...
Изучение феномена группового лидера в студенческой среде

Высший уровень группового развития характеризуется тем, что ядро межличностных и личных отношений опосредованно связями и отношениями к предмету коллективной деятельности, ее смыслу. На этом уровне сплоченность группы оказывается наиболее высокоразвитой и устойчивой. Для этого уровня характерна общность единств жизненных целей и жизненных планов членов группы, взаимопонимание и взаимоподдержка.

В связи со спецификой учебной деятельности нами были выделены некоторые особенности коллективообразования в академических группах и акцентировалось внимание на необходимости постоянного контроля психологического климата в них и уровня их развития как коллектива, необходимость постоянного внимания не только к формированию коллектива на младших курсах, но и удержания образованного коллектива на старших курсах.

Формирование личности специалиста – процесс многофакторно обусловленный, осуществляется он в совместной деятельности, взаимодействии и общении человека с другими людьми. Структура социальной среды, в которой формируется личность выпускника вуза, чрезвычайно сложна и изменчива. Основное звено этой социальной среды – академическая группа, являющаяся детерминантом формирования личности, когда она становится коллективом. А становление коллектива студенческой группы зависит от:

· характера организации учебно-познавательной деятельности студентов, контроля над ней и ее оценки;

· степени ясности функций, задач и программы деятельности группы, от групповых норм и особенностей преломления в них общих социальных норм;

· частоты контактов и особенностей общения между членами группы и от особенностей педагогического общения в системе «педагог-студент»;

· особенностей микрогрупп в группе (способствует ли она сплочению группы или противопоставляют себя группе);

· характера привлечения каждого члена группы к выполнению групповых заданий, от качества кооперации сил при выполнении общественно значимых задач, стоящих перед группой;

· размера группы и времени ее существования;

· качеств руководителей-наставников, межличностных отношений в системе «педагог-студент» и «студент-студент».

Рассмотрение коллектива как высшего уровня развития груп­пового субъекта и высшей формы внутренней организации группы неизбежно требует выяснения того, каковы критерии высокого развития групповой жизни студентов и ее устойчивого благополучного психологического климата.

В научной психологической и педагогической литературе можно встретить множество разнообразнейших характеристик кри­териев уровня развития студенческих учебных групп, начиная от единства мировоззренческой направленности и ценностных ориен­тации в них до таких признаков как "совпадение формальной и неформальной структуры", "высокая успеваемость» и даже от­сутствие в группах конфликтов. Из этого множества критериев можно выделить группы наиболее значимых:

уровень социальной значимости предметной деятельности студенческой группы, выполнение основной студенческой функции, влияние на гармоническое развитие личности члена коллектива;

уровень сплоченности как ценностно-ориентационного единства группы;

уровень организационного единства группа;

уровень удовлетворенности членов группы положением дел и взаимоотношениями в группе;

уровень ее эмоциональной культуры и преобладание ма­жорного тона;

уровень всех видов групповой общественной активности;

уровень группового самосознания и потребность в его развитии.

Первым, главным и наиболее общим критерием оцен­ки группы как коллектива должна быть оценка ее предметной дея­тельности: оценка выполнения коллективом основной общественной функции - овладение глубокими знаниями, подготовка к будущему высококвалифицированному труду, оценка возможности группы способствовать, полноценному всестороннему гармоническому развитию личности каждого члена группы, его активному включению в различные виды деятельности.

Иногда оценку исполнения коллективом основной общественной функции сводят к анализу успеваемости в периоды межсес­сионного и сессионного контроля знаний. Поэтому некоторые вузовские сотрудники основным критерием благополучного психологического климата академической группы и успешной учебно-воспитательной работы на курсе, факультете, во всем вузе считают процент успеваемости и количество хороших и отличных оценок на экзаменах. На самом деле процент успеваемости не только не может быть сам по себе главным критерием благополучия психологического климата в группе или на курсе, он даже не может достоверно свидетельствовать о глу­бине и прочности студенческих знаний. Уровень абсолютной и качественной успеваемости студентов может быть лишь одним из показателей оценки предметной деятельности студенческой группы. Вторым критерием социальной зрелости студенческой академической группы, непосредственно связанным с первым, является его сплоченность как ценностно-ориентационное единство, кото­рое проявляется:

в частоте совпадения оценок, мнений и суждений по отноше­нию к существенно значимым для группы в целом объектов;

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

 
Европейский тип брачности
Изменения в семейно-брачных отношениях в Европе были вызваны и становлением здесь капиталистического способа производства.
 
Брак и семья у русских
В отличие от европейских стран ведущим типом брака у русских был виролокальный брак, т.е. проживание жены в семье мужа.
Рекомендуем к прочтению
Старение населения
Старение населения не есть что-то отличительное для нашей страны.
Детская смертность
Пугает статистика младенческой смертности в России. Этот показатель равен сегодня 18,6; т.е. 18-19 смертей возраста до одного года на 1000, родившихся живыми.
Причины межрегиональных контрастов
Мировая практика свидетельствует, что в зависимости от размеров душевого ВВП разные государства так или иначе обеспечивают поддержание минимальных денежных доходов и их определенное соотношение с доходами высокообеспеченных слоев.
Аборт - всегда аборт
О видах абортов написано немало, мы лишь кратко коснемся этой темы.