На протяжении всей своей жизни для регистрации тех или иных демографических событий людям приходится обращаться в соответствующие органы. Если это происходит за рубежом, то для регистрации родившегося ребенка необходимо обратиться в муниципалитет. Гражданский брак регистрируется у судьи, церковный – в церкви, смерть регистрирует полиция. В России регистрация всех этих событий сосредоточена в одном учреждении – в загсе. До революции текущий учет естественного движения населения находился в ведении церкви. После Октябрьской революции 18 декабря 1917 г. в Советской России был издан декрет о гражданском браке. Согласно этому декрету регистрация актов гражданского состояния возлагалась на отделы загсов в городских и волостных управах. Таким образом, загс – это орган записи актов гражданского состояния. Загсы существуют в городах и районных центрах, а также в районах крупных городов. Эти органы регистрируют браки и их расторжения, рождения и смерти, перемену имени и фамилии, восстанавливают утраченные записи, выдают повторные свидетельства и т.д. В поселках и сельских населенных пунктах эти записи делаются в местных органах исполнительной власти.
Для каждого вида актов существует строго определенная форма актовых книг. Например, книга записей актов о рождении. Запись в эти книги производится только при наличии документов, которые подтверждают регистрируемые факты и удостоверяют личность заявителя. Записи состоят из первых и вторых экземпляров, имеющих один и тот же порядковый номер. Первые экземпляры записей остаются по месту регистрации события, а вторые передаются в органы статистики для их разработки. После этого вторые экземпляры передаются в архив областного загса, где они хранятся 75 лет – срок ведомственного хранения документов. После истечения этого срока материалы передаются в государственные архивы с постоянным составом документов. Так, в начале 1990-х годов из архива городского загса г. Екатеринбурга, расположенного на площади им. 1905 г. в здании мэрии, в Государственный архив Свердловской области на постоянное хранение были переданы метрические книги городских церквей.
Со времени декабрьского декрета 1917 г. программа регистрации демографического события, т.е. форма акта, неоднократно менялась. По данным городского загса в г. Свердловске до 1920 г. записи всех демографических событий по-прежнему велись в метрических книгах церквей и соборов. В 1920 г. стали применять специальные книги, а в 1923 г. они уступили место бланкам, представляющих собой своеобразную анкету. В послевоенные годы программа регистрации еще несколько раз претерпевала изменения. Акт о регистрации рождения образца 1946 г. содержит следующие показатели (т.е. сведения о ребенке): фамилия, пол, время рождения, сколько родилось детей (живо - или мертворожденных), сколько всего детей у матери, включая рожденного, сколько из них осталось в живых. А также сведения о родителях – фамилия, имя, отчество отца и матери, их национальность, возраст, род занятий, место работы, адрес постоянного места жительства и документы врача о рождении.
В графе «особые отметки» указывалось отчество ребенка в том случае, если сведения об отце отсутствовали. В 1958 г. в бланке появились дополнительные вопросы – отчество и место рождения ребенка, номер свидетельства о браке, где и когда данный брак зарегистрирован. В 1970 г. в бланк включили дополнительные признаки – даты рождения родителей, а также графу об установлении отцовства. С 1979 г. в сведениях о родителях стали отмечать их образование, а в графе о месте жительства стало необходимо указывать, с какого времени родители проживают по указанному адресу.
Программа регистрации смерти в 1946 г. была следующей: фамилия, имя, отчество, национальность, дата смерти, возраст, род занятий, место работы, место постоянного жительства, причины смерти, документы врача, а также номер паспорта умершего с указанием, куда и когда сдан документ. В 1970 г. была введена новая форма акта, и в ней стали указывать время и место рождения, род занятий и место смерти.
Актовая запись о заключении брака в 1946 г. включала следующие признаки: имя и отчество вступающих в брак, фамилию до и после брака, национальность, возраст, семейное положение до брака, какой по счету брак, род занятий и место работы. С 1951 г. появляется графа – «место рождения». В 1960-е годы вводятся следующие показатели: сведения о детях до данного брака с указанием имени и места рождения, сведения об образовании и с какого года вступающие в брак проживают по данному адресу. Таким образом, при регистрации того или иного демографического события, например, рождения ребенка, помимо регистрации самого факта рождения собираются и другие сведения демографического характера. И весь массив этой информации поступает в органы статистики для разработки.
|