|
Регистрация

Проблема социологии

Социологическая теория есть теория "социального мира", и социологическое познание есть институционализированное исследование. Подробно...

Суть социокультуры

Суть новой культуры вырастает из разрушения характерных для классического индустриального общества систем.
Подробно...

Социальная политика

Если верно утверждение, что политика выступает концентрированным выражением всех сторон жизни. Подробно...
Классическая социология

Спенсер считал, что в обществе действуют те же механизмы естественного отбора, что и в природе. Поэтому любое постороннее вмешательство вроде благотворительности, государственного контроля, социальной помощи мешает нормальному течению естественного отбора, а значит, это делать не стоит.

Социологическая теория Спенсера считается предшественницей структурного функционализма. Спенсер первым применил в социологии понятия структуры и функции, системы, института. В своих работах он отводил большое место проблеме объективности социологического знания.

Кризис биолого-натуралистических взглядов в конце CICв. способствовал усилению психологической тенденции в социологии. В этот момент она тесно сближается социальной психологией.

Габриэль Тард (1843-1904) развил общую теорию законов природы и общества. Согласно этой теории, которая, как считал Тард, выводила социологию в ранг подлинной науки, все науки в целом стремятся к тому, чтобы рассматривать все существующее с трех точек зрения: повторения, приспособления, противопоставления. Закон повторения применительно к социологии получил название закона подражания. Элементарное социальное отношение по Тарду есть передача или попытка передачи верования или желания. Всякое нововведение есть продукт индивидуального творчества, результат творческого акта воображения. Успешная адаптация новшества вызывает волну повторений, принимающих форму подражания. Эти выводы во многом предвосхитили развитие теории массовых коммуникаций и психологии общения.

Французский ученый Гюстав Ленбон (1841-1931) пытался выявить соотношение индивидуального и массового начал в социальных процессах. По его мнению, носителем сознательного, организующего начала в общественных процессах является элита; основная же масса людей - толпа - является носителем слепостихийного поведения. В CICв. европейское общество вступает в «эру толпы», когда интересы отдельной личности растворяются в массовых, и культура также приобретает откровенно массовый характер. Задачу социологии как науки Ленбон видел в умении предвидеть стихию коллективных эмоций и действий.

Итальянский исследователь Вильфредо Парето (1848-1923) продолжил традиции как позитивизма, так и психологического направления в социологии. Стремясь разработать такие принципы построения социологического знания, которые бы обеспечили его достоверность, надежность и обоснованность и сделали бы социологию такой же точной как физика или астрономия, он разработал метод, который назвал «логико-экспериментальным». Он предлагал пользоваться только эмпирически обоснованными описательными суждениями, строго соблюдая логические правила при переходе от наблюдения к обобщению. Этические и вообще ценностные элементы в теории, по мнению Парето, всегда ведут к искажению, фальсификации фактов, и потому подлежат устранению. Парето подверг сомнению отношение причинности, поскольку оно выражает отношение, которое нельзя наблюдать. Он так же считал, что, поскольку каждое социальное явление – функция нескольких переменных, то социология должна принимать во внимание все факторы, действующие в обществе.

Парето так же утверждал, что история движется благодаря не сознательным актам человеческого волеизъявления, а благодаря скрытым импульсам или реликтам. История имеет скорее иррациональный, чем разумный смысл. Логика, научная теория и идеология лишь маскируют проявления инстинктов; задача же социологии как раз и состоит в том, чтобы изучать инстинкты, прояснять их смысл и через них угадывать скрытые пружины человеческого поведения и социального действия.

Классиком французской социологии считается Эмиль Дюркгейм (1857-1917). В его понимании социологии прослеживаются две тенденции: натурализм и социологический реализм.

Апеллируя к общенаучным понятиям в духе первой из них, Дюркгейм говорит, что для превращения социологии в самостоятельную науку необходимо наличие особого предмета, изучаемого исключительно ею. Под таким предметом он понимал социальные факты, совокупность которых – общество. Социальные факты – это всякий образ действия, четко определенный или нет, но способный оказывать на индивидов внешнее давление и имеющий собственное независимое существование. В своей работе «Правила социологического метода» Дюркгейм формулирует правила, определяющие специфику социального факта:

1. необходимо рассматривать социальные факты как вещи, т.е.:

ü социальные факты внешни для индивидов;

ü социальные факты могут быть объектами в том плане, что они материальны, т.е., строго наблюдаемы и безличны;

Перейти на страницу: 1 2 3 4

 
Европейский тип брачности
Изменения в семейно-брачных отношениях в Европе были вызваны и становлением здесь капиталистического способа производства.
 
Брак и семья у русских
В отличие от европейских стран ведущим типом брака у русских был виролокальный брак, т.е. проживание жены в семье мужа.
Рекомендуем к прочтению
Старение населения
Старение населения не есть что-то отличительное для нашей страны.
Детская смертность
Пугает статистика младенческой смертности в России. Этот показатель равен сегодня 18,6; т.е. 18-19 смертей возраста до одного года на 1000, родившихся живыми.
Причины межрегиональных контрастов
Мировая практика свидетельствует, что в зависимости от размеров душевого ВВП разные государства так или иначе обеспечивают поддержание минимальных денежных доходов и их определенное соотношение с доходами высокообеспеченных слоев.
Аборт - всегда аборт
О видах абортов написано немало, мы лишь кратко коснемся этой темы.