Вебер развил концепцию свободы науки от ценностных суждений, однако не отрицал полностью значения оценок. По его мнению, ценности должны фигурировать в начале и в конце исследования; процесс же сбора данных, точное наблюдение, систематическое их сравнение должны быть беспристрастны.
По Веберу, основной объект исследования социологии есть социальные действия. Это такие действия индивидов, которые, во-первых, осознанны (а не чисто реактивны), и, во-вторых, тем или иным образом затрагивают интересы, оказывают влияние на других индивидов. Вебер выделял 4 типа социальных действий: аффективные, традиционные, ценностно-рациональные и целерациональные.
Вебер ввел концепцию «идеальных типов». «Идеальный тип» есть логически сконструированное понятие, выводящееся индуктивно из реального мира социальной истории и позволяющее выделить основные черты исследуемого социального феномена. По Веберу, это не статическое, а динамическое понятие, меняющееся вслед за изменениями в обществе. Вебер так же работал над социологией религии, социологией политики, исследовал феномены бюрократии и «рационализации».
Говоря о немецкой социологии CIC века, невозможно не упомянуть Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895). Сами они никогда не называли себя социологами, но влияние, оказанное ими на социологию CIC и CC века, огромно.
Маркс и Энгельс разработали концепцию общественно-экономических формаций, основанную на материалистическом понимании истории. Общество развивается от формации к формации. Каждая общественно-экономическая формация состоит из базиса – совокупности общественных отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения и потребления материальных благ, где главное – собственность на средства производства, и надстройки – совокупности политических, правовых, идеологических, культурных взглядов, учреждений, отношений, не охваченных базисом. Базис определяет надстройку, т.е., характер любого общества определяется характером организации экономики (экономический детерминизм). В основе выделения классов лежат отношения собственности. Источник развития общества – внутри самого общества, и законы его развития объективны, т.е., не зависят от людей, хотя и реализуются через их поведение. В определенный момент времени более динамично развивающиеся производственные силы (люди и средства производства) вступают в конфликт с производственными отношениями (сложившимися отношениями между классами по поводу средств производства), и этот конфликт в итоге завершается сменой формации; т.о., Маркс и Энгельс допускали наличие конфликта в самой сердцевине общества как нечто естественное и неизбежное, что дает основания считать их теорию своеобразной предшественницей такого направления в социологии как конфликтологии. Их концепция общественно-экономических формаций дала возможность подметить повторяемость явлений общественной жизни, объединить явления и процессы, происходящие в разных странах, понятием общественной формации.
Таким образом, в период с середины до конца CICв. социология выделяется как самостоятельная наука; формируется ее предметная область, начинают выделяться основные школы и направления. Как результат, в начале CCв. начинается процесс ее институционализации.
Литература:
1. «Социология», учебник для высших учебных заведений; Осипов Г. В., Тульчинский М. Р., Кабыща А. В. и др.; М., "Наука", 1995.
2. «Социология», учебное пособие; Елсуков А. Н., Бабосов Е. М., Данилов А. Н., Соколова Г. Н., Яскевич Я. С. и др. под редакцией Елсукова; Минск, "ТетраСистемс", 2000.
3. «Социология»; монография; Осипов Г. В. , Ю. П. Коваленко, Н. И. Щипанов, Р. Г. Яновский; М., Мысль, 1990.
Перейти на страницу: 1 2 3 4
|