6.Брачный статус связан с общей оценкой счастья. Кросс-национальные данные показывают, что находящиеся в браке индивиды относятся к наиболее удовлетворенными жизнью группам населения, разведенные – к наименее довольным. При этом женщины в меньшей степени удовлетворены в браке, чем мужчины. Образование понижает степени удовлетворенности брачной жизнью.
7.Этничность. Американцы азиатского происхождения более довольны жизнью, чем другие этнические группы, а черные и чиканос (испаноязычные американцы) чуть меньше ею довольны, чем в среднем по США. При этом существует связь между расовыми признаками и доходами. Так, черные американцы с доходами менее 30 000 долларов в год гораздо менее довольны жизнью, чем белые с теми же доходами. При повышении дохода сверх 30 000 разница исчезает.
8.Национальность. Международные исследования показывают много общего в оценке степеней удовлетворенности жизнью в разных странах.
9.Место проживания (город-село). Горожане в среднем менее довольны жизнью, чем жители села.
10.Здоровье важно для пожилых и для тех, у кого с ним проблемы.
11.Внешность. Люди, оцениваемые как привлекательные, оценивают свою жизнь и самочувствие выше, но менее довольны жизнью.
Согласно современным американским исследованиям, соответствие объективной окружающей среды и субъективного опыта сложно. "Если мы попытаемся объяснить мироощущение людей на основе объективных обстоятельств, мы оставим непонятой большую часть того, что нам необходимо объяснить". Более того, общая оценка людьми своего существования является суммой оценок частных сфер: семейная жизнь, дружеские отношения, уровень жизни (в частности, дом и машина), город или другое место жительства, нация, домовладение (имеющее физический и физиологический смыслы), образование, здоровье и т.д.
Значение социального окружения существенно. Но его не следует преувеличивать. А. Кемпбелл, П. Конверс и В. Роджерс обнаружили весьма слабые связи между переменными социального окружения и параметрами удовлетворенности жизнью, а Ф. Эндрьюс и С. Витни показали, что объединенные воздействия возраста, гендера, дохода, образования и занятости ответственны только за часть изменения общей степени удовлетворенности жизнью.
Доказано, что персональные ценности, цели и перспективы, имеющие отношение к качеству жизни, включают: персональные нужды, внутренние состояния, материальные и пост-материальные ценности, религиозные факторы, характеризующие членство в том или ином религиозном сообществе. Психологические подходы показали, что источник качества жизни – удовлетворенность личных потребностей.
Таким образом основные подходы к исследованию качества жизни состоят в следующем.
(1). Теории идеалов. Согласно им, качество жизни включает реализацию определенных идеалов. Скажем, идеалом может быть самореализация личности в духе А. Маслоу. Пример такой теории рассмотрен ниже.
(2). Персонально-утилитарные теории концентрируются на ощущениях счастья, удовольствиях и исполнении желаний. Многие экономисты этот подход называют "велферизмом", социальные философы - "утилитаризмом" или даже гедонизмом. Этот подход часто критикуется исследователями из "третьего мира", не без основания ссылающимися на собственный опыт, когда люди часто умудряются приспосабливаться к нечеловеческим условиям.
(3). Теории изобилия концентрируются на произведенных товарах, реальных доходах и др. Так, многие экономисты стремятся оценить качество жизни в терминах уровня жизни. Большие усилия проделаны для разработки методов оценки получаемого дохода. Но подобный подход справедливо подвергается критике как неспособный объяснить изменения в стилях жизни. Скажем, хиппи могут считаться счастливыми, жизнерадостными людьми, не испытывающими желания обзаводиться собственностью. Они могут быть гораздо счастливее людей, обремененных трудовой этикой и накопивших большие богатства.
(4). Теории базовых потребностей. Согласно Эрику Алларду, качество жизни достигается за счет удовлетворения трех систем базовых потребностей: "иметь", "любить" и "быть". "Потребительские" потребности определяются как относящиеся к материальным условиям, необходимым для выживания и избежания нищеты. Сюда относятся экономические ресурсы (минимальный доход на душу населения), условия проживания, занятость, условия труда, здоровье, образование. "Любовь" относится к потребностям общаться с другими людьми и образовывать социальные идентичности. Сюда относятся контакты в локальном сообществе, дружеские отношения, социализация в группах и организациях и отношения с коллегами. Потребности в бытии – интеграция в обществе и жизнь в гармонии с природой, политической активности, досуге и т.д.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5
|