Таким образом, понятие "качество жизни" сложный, амбивалентный, многоуровневый конструкт, предмет разных подходов. Этим обусловлен теоретический синтез. Несмотря на то, что в литературе предпринимались также попытки, наиболее интересен и плодотворен, с нашей точки зрения, подход М. Сирги, Г. Самли и А. Мидоу .Наиболее привлекательная сторона этой научно-исследовательской программы исследования качества жизни – ее деятельностный подход. Он служит социально-философской основой, способной обеспечить необходимый для синтеза уровень абстракции. Анализ качества жизни с точки зрения деятельностного подхода включает четыре измерения. Первое рассматривает качество жизни с точки зрения взаимного соответствия целей и способов их достижения, т.е. методов и результатов деятельности. Второе анализирует различия между долговременными и краткосрочными результатами. Третье измерение рассматривает социальный потенциал качества жизни и его реализацию. Четвертое измерение различает 4 уровня анализа – индивидуальный, групповой, социетальный и мировой.
Модель качества жизни при этом подходе определяется из иерархической теории потребностей, сформулированной А. Маслоу. Согласно этой модели, в развитых обществах имеются люди, в основном занятые удовлетворением потребностей низшего порядка (биологических и относящихся к безопасности). Качество жизни определяется в терминах уровня иерархий потребностей большинства членов данного общества. Чем больше удовлетворение потребностей большинства его членов, тем выше качество его жизни. Общественные институты предназначены для удовлетворения человеческих потребностей и, соответственно, относятся к качеству жизни общества. Социетальные институты, обслуживающие потребности людей, включают в себя "производственные", обслуживающие, менеджериально-политические и адаптивные учреждения. По рассматриваемой модели, прогрессивные изменения качества жизни сопровождаются иерархическими изменениями этих социетальных учреждений.
С точки зрения деятельностного подхода, цели качества жизни могут быть определены как удовлетворение человеческих потребностей в локальном сообществе или в обществе в целом. Исследования, относящиеся к социально-психологическому подходу, указывают на то, что эффективное социально-эмоциональное функционирование является движением в направлении удовлетворения потребностей высшего порядка, т.е. самореализации. Самореализация же, согласно А. Маслоу, является состоянием наиболее полного раскрытия индивидом своего личностного потенциала. Это состояние может быть достигнуто только после удовлетворения потребностей низшего порядка – биологических потребностей и потребностей в обеспечении безопасности. Подавляющее большинство специалистов-психологов утверждает, что человеческие потребности организованы в определенную иерархическую структуру; удовлетворение потребностей низшего уровня обеспечивает возможность удовлетворения потребностей более высокого порядка.
Иерархия потребностей включает следующие, в порядке перехода от низших к высшим. Сначала – биологические потребности – вода, еда, кислород и т.д., потребности в безопасности – физической и психологической, социальные потребности – признание, дружба, потребности достижительные - успех, признание и потребности в самореализации. При этом, чем выше уровень потребности, тем в меньшем количестве ресурсов она нуждается.
Одними из первых в выработке методик измерения были исследования Портера, анкета которого содержала следующие блоки вопросов.
(1) Потребности выживания:
(а) потребности в обеспечении безопасности;
(б) размер заработка.
(2) Социальные потребности:
(а) потребности в общении;
(б) потребности в членстве в определенной группе
(3) Эго-потребности:
(а) потребности в уважении;
(б) потребности в независимости, автономии.
(4) Потребности в самореализации.
Типичная область измерений состоит в следующем:
Чувство моей личной безопасности:
(а) Состояние на данный момент времени.
Мин. 1 2 3 4 5 6 7 макс.
(б) Сколько должно быть.
Мин. 1 2 3 4 5 6 7 макс.
Рейтинг первого из двух вопросов раскрывает меру имеющихся ресурсов; рейтинг второго вопроса отражает значение уровня потребности. Интервалы от 1 до 7 используются для замеров потребностей в безопасности и для замеров размеров оплаты. Потребности в межличностных отношениях и дружбе замеряются при помощи двучленных интервалов, потребности в самоуважении и самореализации – трехчленных, а потребность в автономии (независимости) – четырехчленных. Удовлетворенность потребностей выводится в качестве абсолютной разницы между "есть" и "должно быть".
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5
|