Исходя из этого, существует три варианта разрешения кризиса системы:
1. Распад или гибель общества, при этом её элементы захватываются другими системами.
2. Реформа - постепенная перестройка ядра, генотипа общества.
3. Революция – резкое, скачкообразное изменение ядра общества, катастрофический переход из одного состояния в другое.
Разрушение общества – это утрата им способности воспроизводить себя, утрата своей качественной определённости, идентичности. В жизни многих обществ наблюдались события, ставившие их на грань разрушения: Великая французская революция 18 века, Гражданская война в США в 19 веке.
Основной признак нарастающего «неблагополучия» общества- системы – нарастание девиации, то есть осознанного индивидами нарушения сложившихся норм социального порядка. Этот процесс, как правило, является частью более общего процесса – аномии (буквально «разрегулированность»). Этот термин предложил Эмиль Дюркгейм для обозначения дезорганизации социальной жизни, при которой нормативный, институциональный порядок в обществе перестаёт выполнять свою регулирующую роль: «Никто не знает в точности, что возможно и что невозможно, что справедливо и что несправедливо; нельзя указать границы между законными и чрезмерными требованиями и надеждами, а потому все считают себя вправе претендовать на всё».
Один из факторов, способствующий развитию аномии в обществе - прекращение в силу определённых причин ориентации большей части населения в своих действиях на сложившиеся ранее статусно-ролевые предписания, следования ещё недавно общепринятым нормам поведения. Предпосылками для возникновения такой ситуации часто бывают природные катаклизмы, войны, при которых значительные массы населения оказываются неспособными поддерживать свой жизненный уровень привычным способом, главной проблемой для них становится проблема физического выживания, подавляющая все ранее выработанные социальные установки на исполнение ролевых стандартов.
Другой фактор – делегитимация, то есть размывание исходных ценностных основ нормативного порядка, обеспечивающих интегративность, целостность общества на социетальном уровне. Широкие массы утрачивают доверие к ранее сложившейся системе ценностей, обеспечивавшей совсем недавно легитимацию нормативного порядка.
В условиях разбалансирования статусно-ролевого и социетального уровней общества перестаёт нормально функционировать и институциональный уровень системы. Он оказывается не в состоянии в должном объёме регулировать статусно-ролевые отношения, т.к. девиация обретает массовый характер, что ведёт к ослаблению социального контроля, снижению возможности эффективно применять институциональные механизмы санкций. Институциональный уровень системы, таким образом, утрачивает универсальный характер, распадается на ряд сегментов, в каждом из которых устанавливаются собственные нормы и правила взаимодействий. К счастью, аномические процессы в обществе редко обретают всеобщий характер, затрагивая обычно отдельные виды взаимодействий. Однако любая форма аномии свидетельствует о неспособности механизмов функционирования общества восстанавливать равновесие системы под влиянием окружающей среды, и чем глубже аномические процессы, тем труднее добиться восстановления равновесного состояния системы.
Социальная революция – это свержение государственных и классовых структур общества и замена их новым социальным порядком, радикально отличающимся от предшествующего. Так, согласно К. Фридриху, « революция … приносит новый, неслыханный язык, другую логику, переворот во всех ценностях… Политическую революцию можно определить как внезапное и насильственное свержение установленного политического порядка».
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5
|