…Ничего не делается без достаточного основания… Г. В. Лейбниц. Начала природы и благодати, основанные на разуме
"Событие" социального отношения совершается им самим: социальное отношение ни к чему не сводимо, оно есть фактическое отношение, в котором люди лишь участвуют. Агент есть «функция» социального отношения. Человек становится агентом, т. е. действующим, способным производить события социального мира лишь в силу своей интегрированности в социальные отношения. Социальное отношение как опространствливание-овременение не переадресует нас к какой-либо предшествующей ему «субстанции», т. е. оно определено лишь собственным становлением. Социальное отношение как опространствливание-овременение является тем, что всегда уже a priori бытийствует. Отсюда следует, что бытийствование социального отношения есть противоречивое и парадоксальное допущение присутствия-отсутствия его опространствливанием-овременением.
Пересадка волос в турции цены пересадка волос турция цена для мужчин 2024. Поясним сказанное. Социальное отношение не может существовать вне своего присутствия. Но присутствие социального отношения в сравнении с присутствием любого сущего социального мира не является присутствием. Это дает основание утверждать, что присутствие социального отношения есть отсутствие, или, точнее, что социальное отношение является присутствием отсутствия. Отсутствие социального отношения заключается в его несводимости к тому или другому сущему социального мира: оно всегда единство бытийствования и значения, в котором, внутри которого связывается множество агентов и социальных предметов — агенты в социальном отношении относятся к тому существенному, что обусловливает их: соотносящиеся стороны взаимно определяют друг друга, и отношение представляет общее и единичное — то что в равной степени характеризует все его моменты. Поэтому социальное отношение проходит через пространственно-временные и социальные различия, становится в них: оно ни это сущее социального мира, ни то, ни здесь, ни там, но и это, и то, и здесь, и там.
Социальное отношение соединяет действительное с недействительным (если мы будем понимать действительность как актуально наличную предметность социологии). Присутствие социального отношения является отсутствием всех возможных присутствий: присутствие отсутствия не может быть присутствием какого-либо сущего социального мира, поскольку оно — не присутствие, а присутствие отсутствия.
Ближайшим образом, это означает, что если социальное отношение присутствует, то оно само становится сущим социального мира, обусловленным другим социальным отношением, и эту редукцию можно продолжать ad infinitum, обосновывая присутствие одного социального отношения — другим. Однако поскольку присутствие социального отношения определяется не каким-либо другим социальным отношением, но отсутствием, т. е. недействительным, то социальное отношение будет ограничено его собственной недействительностью.
Присутствие социального отношения относится к отсутствию, как социальное отношение относится к недействительному. Недействительное здесь означает не фикцию, произвол или социальный вакуум, но предел действительного, постоянно отодвигаемый практиками агентов.
Недействительное как потенциальное, возможное выступает средой социального отношения, оно неустранимо, поскольку играет роль внутреннего предела; устраняя недействительное, неактуальное, мы тем самым устраняем само социальное отношение, превращаем его в социальный предмет. Присутствие сущего социального мира не требует обоснования ни в субъекте, ни в сущности: оно непосредственно. Социальное же отношение присутствует посредством своего отсутствия, так как оно внедрено в недействительное, но возможное. Иначе говоря, социальное отношение — это не присутствие всех возможных присутствий, т. е. трансценденция, а отсутствие присутствия. Вместе с тем, данное отсутствие не есть что-то бесформенное, полностью лишенное значения существования, напротив, оно обнаруживает себя как событие, событие текучее и вместе с тем индивидуализированное, имманентное социальному отношению как подвижная граница, как разрыв и одновременно объединение актуального и потенциального, действительного и возможного. Процесс социального отношения — серия разрывов и объединений — протекает в зонах временных и всегда относительных ограничений действительного недействительным.
Перейти на страницу: 1 2 3 4
|