75 Абсолютность ансамбля социальных отношений выражается в том, что эти отношения являются необходимым и всеобщим, обязательным условием существования сущих социального мира. Тем не менее, наличное сущее социального мира вовлечено в социальное отношение лишь, говоря словами Г.В.Ф. Гегеля, со "своими другими". То есть любое социальное отношение конкретно, качественно определено, несводимо к другим отношениям и как порождающий механизм производит специфические социальные различия (практики, предметы, представления, диспозиции, коммуникации…). Все сущие социального мира взаимосвязаны между собой. Однако всеобщее существует лишь через отдельное сущее социального мира. В движении производства событий социального мира одно сущее превращается в другое, но в этом наличии сущих и в их последовательных изменениях сохраняется нечто абсолютное — безусловное, самостоятельное, безотносительное, которое для своего существования не нуждается в существовании других, т. е. универсальное, однозначное и инвариантное. В этом плане абсолютное в обществе — supremum, максимальное множество относительных, оно реализуется как ансамбль социальных отношений. Любое сущее социального мира принципиально предполагает существование других сущих социального мира и обусловлено социальными отношениями. Отсюда следует, что любое сущее-в-опыте конечно и относительно. Как относительное, сущее-в-опыте обретает свое существование в социальных отношениях и не обладает субстанциальным существованием. Напротив, ансамбль социальных отношений, выступающий ключевым инвариантом системы превращений сущих-в-опыте, бесконечен в том смысле, что он, будучи органическим моментом Универсума, необусловлен и неограничен.
76 Между прочим, это означает, что окружающий мир социолога и окружающий мир любого другого агента — это практически один и тот же социальный мир, хотя их жизненно важные миры могут существенно отличаться.
77 Которое В.В. Бибихин в [25] переводит как «встреча».
78 См.: Cassirer E. Substanzbegriff und Funktionbegriff. - Berlin: B. Cassirer Verlag, 1910. - Kap. 2.
79 С той, однако, разницей, что процедура отделения социальной реальности от сущих должна раскрыть онтологические истоки социального мира, а не пытаться, как "феноменологическая редукция", обнаружить последние основания сознания — допредикативные структуры трансцендентального субъекта, т. е. онтический базис социального мира.
80 Продукт объективации — предмет познания — противопоставляется субъекту (сознанию), в то время как социальная реальность не противостоит сознанию, но заключает его в себя.
81 "Модус бытийствования" социологических практик подразумевает действия с некими «вещами», внеположными сознанию социолога.
82 Социальное отношение — присутствие отсутствия. Но присутствие социального отношения разнится от присутствия любого сущего-в-мире, поскольку представляет собой универсальную пространственно-временную структуру — перманентное отсрочивание и разъятость, — несводимую в опыте. (См. Гл. 11.)
83 Здесь имеется в виду, в первую голову, истина трансцендентальная. Открытость как трансцендентальная истина неподвластна концептуализации. То, что оставлено потаенным в непотаенности, сокрыто в несокрытости, замкнуто в разомкнутости, то отсутствует в присутствии социолога.
84 Поэтому социологи, понимавшие истину как соответствие, могут, несмотря на возможность трансцендентального истолкования истины, не беспокоиться: "But I have lived and have not lived in vain".
85 Присутствие-arche одновременно является эпистемологическим и онтологическим началом (и постулатом/гносеологическим принципом, и "началом сущности"/"причиной"). Присутствие роднит с arche и то, что оно не может быть выведено логически, но наделяется самоочевидной достоверностью. Продолжая аналогию, можно отметить, что присутствие — это своеобразная социологическая?????бладающая статусом изначальной действительности.
86 Практики всегда предметны, они являются конститутивным моментом присутствия (бытийствования агента) в социальном мире.
87 Мы помним, что"…индивиды, хотя их взаимоотношения и кажутся более личными, вступают друг с другом в общение только как индивиды в той или иной (социальной) определенности…" [77].
88 Это единство имеет аффективный аналог, создающий ощущение присутствия, и кинестезический аналог, экстериоризирующий присутствие и придающий ему зримую предметность.
89 В силу того, что присутствие социолога всегда включает в себя как необходимый момент отсутствие.
90"…Говоря о времени, мы понимаем не что иное, как само расположение или ряд изменений, которые могут случиться в его продолжении… под пространством мы понимаем не что иное, как возможное расположение тел. (…) Протяженность является не каким-то абсолютным предикатом, а относительным к тому, что протягивается…" [81].
|