|
Регистрация

Проблема социологии

Социологическая теория есть теория "социального мира", и социологическое познание есть институционализированное исследование. Подробно...

Суть социокультуры

Суть новой культуры вырастает из разрушения характерных для классического индустриального общества систем.
Подробно...

Социальная политика

Если верно утверждение, что политика выступает концентрированным выражением всех сторон жизни. Подробно...
ПРИМЕЧАНИЯ

53 Так, "понимающая социология" А. Шюца есть лишь совокупность "конструктов второго порядка", неотделимых от мысленных объектов, сконструированных здравым смыслом ("конструктов первого порядка"), и как таковая сводится к специфическому (страдающему дефицитом по сравнению с повседневностью) "миру опыта", вырастающему из повседневности как "верховной реальности" [23]. "Объясняющая социология", напротив того, объективирует объективирующего субъекта, превращая доксу в предмет исследования и совершая эпистемологический разрыв со спонтанными воззрениями на социальный мир. Она включает в себя социологию восприятия социального мира, изучающую доксическое отношение и его роль в конструировании социальной реальности, но именно как социологию. То есть "объясняющая социология" утверждает, во-первых, необходимость соотнесения доксических представлений агентов с их социальными позициями, и, во-вторых, существование объективных, а не только интерсубъективных, социальных структур, оказывающих причинное воздействие на восприятие и выражение агентами социального мира.

54 "Отказываясь от иллюзии прозрачности сознания самому себе и от общепринятого среди философов представления о рефлективности… нужно довольствоваться предположением… что самой действенной рефлексией является та, что заключается в объективации объективирующего субъекта. Под этим я понимаю рефлексию, которая, лишая познающего субъекта его обычной привилегии, вооружает его всеми доступными инструментами объективации (статистические данные, этнографические наблюдения, историческое исследование и т. д.), чтобы пролить свет на допущения, которые объективирующий субъект получает при его включении в объект познания.

Эти допущения принадлежат трем различным разрядам: прежде всего, начиная с лежащего на самой поверхности, ассоциирующегося с занимаемой в социальном пространстве позицией и со своеобразной траекторией, приведшей к данной позиции, а также с принадлежностью к определенному полу (которая может массой способов влиять на отношение к объекту, в той мере, в какой разделение труда между полами вписано в социальную структуру и в когнитивные структуры, направляя, например, выбор предмета исследования). Существуют, далее, допущения, основополагающие для доксы, особенной для каждого из различных полей (религии, искусства, философии, социологии и т. д.), а точнее — те, которые должен иметь каждый отдельный мыслитель в силу своей позиции в поле. И, наконец, допущения, основополагающие для доксы, обычно ассоциирующейся с schole, со свободным временем, являющимся условием существования всякого научного поля" [19, с. 21–22].

55 Отдалено напоминающая "предустановленную гармонию" (prastabilierte Harmonie Г.В. Лейбница) "истин разума" (verites de raison) и "фактических истин" (vertes de fait). Выступая в роли characteristica universalis, доксическое отношение соединяет эти разнящиеся элементы как моменты целого.

56 Обоснование социологии есть социально обусловленное согласование познающего субъекта с объектом познания. (Практические схемы агентов являются продуктами интериоризации социальных отношений, образующих подлежащую изучению действительность. Отсюда практические схемы принуждают агентов принимать социальный мир таким, каков он есть, воспринимать его как нечто само собою разумеющееся, присваивать его, а не противопоставлять ему другие "возможные миры".) В этом отличие социолога от антрополога: если социолог находится в доксическом отношении с исследуемой «своей» действительностью, то антрополог изучает «чужую» и его практические схемы не согласуются с объективными структурами, с которыми взаимодействуют.

57 Бытийствование сущего социального мира устраняет его инобытие или небытие — таков один из онтических принципов социологии. "Устойчивость или субстанция наличного бытия есть равенство с самим собой, ибо его неравенство с собой было бы его растворением. Но равенство с самим собой есть чистая абстракция; последняя же есть мышление" [29, с. 29].

58 Всякое конкретное присутствие есть со-присутствие по отношению к какому-то другому присутствию сущего социального мира.

59 Под адекватным социологическим опытом имеется в виду феноменологический опыт, т. е. совокупность интенциональных актов чистого сознания.

6 °Cоциологическое пред-ставление ставит перед социологом сущее социального мира в качестве предмета его познавательных практик. Такое пред-ставление выступает представлением самого социолога, но не восприятием социального мира.

61 Из приведенной цитаты явствует, что распускаемые постмодернистами слухи о «логоцентризме» как суверенитете разума [100, с. 11–12] и гиперрационализме европейской метафизики, оказываются "несколько преувеличенными". "Сами сущие социального мира, взятые сами по себе" не существуют. И конкретно-историческое государство, и отдельная семья, и акты практик — все это конструкты, а не данные в непосредственном созерцании абсолютные сущности.

Перейти на страницу: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

 
Европейский тип брачности
Изменения в семейно-брачных отношениях в Европе были вызваны и становлением здесь капиталистического способа производства.
 
Брак и семья у русских
В отличие от европейских стран ведущим типом брака у русских был виролокальный брак, т.е. проживание жены в семье мужа.
Рекомендуем к прочтению
Старение населения
Старение населения не есть что-то отличительное для нашей страны.
Детская смертность
Пугает статистика младенческой смертности в России. Этот показатель равен сегодня 18,6; т.е. 18-19 смертей возраста до одного года на 1000, родившихся живыми.
Причины межрегиональных контрастов
Мировая практика свидетельствует, что в зависимости от размеров душевого ВВП разные государства так или иначе обеспечивают поддержание минимальных денежных доходов и их определенное соотношение с доходами высокообеспеченных слоев.
Аборт - всегда аборт
О видах абортов написано немало, мы лишь кратко коснемся этой темы.