62 В акте адекватного познания"…мы "заняты предметным", которое в нем… мыслится и полагается; и если это есть познание в строжайшем смысле, т. е. если мы судим с очевидностью, то предметное дано. Соотношение вещей здесь уже не только предположительно, но и действительно находится перед нашими глазами, и в нем нам дан сам предмет как то, что он есть, т. е. именно так и не иначе, как он разумеется в этом познании: как носитель этих качеств, как член этих отношений и т. п. Он не предположительно, а действительно обладает такими-то свойствами и в качестве действительно обладающего этими свойствами дан в нашем познании; это означает только, что он не просто вообще мыслится (обсуждается), а познается, как таковой; что он таков — это есть осуществленная истина, есть переживание в очевидном суждении. Когда мы размышляем об этом акте, то вместо прежнего предмета сама истина становится предметом, и она дана предметным образом" [37, с. 335].
63 Понятие "научное производство" возникает как следствие соотнесения познавательных практик с их условиями и предпосылками, результатами и способом (средствами и механизмами) осуществления. Данное понятие отражает не только саму деятельность по созданию нового знания вкупе с ее моментами, но и другой план: социальные отношения. Под "научным производством" мы понимаем познавательные практики, взятые в единстве с теми социальными отношениями, которые являются условиями их действительности и которые они воспроизводят как свои предпосылки.
64 Метафора — "…несвойственное имя, перенесенное с рода на вид, или с вида на род, или с вида на вид, или по аналогии" (Аристотель. Поэтика, 1557b 10) — строится на сближении сущностей "сродных, но явно не схожих" (Аристотель. Риторика, 1412a 5).
65 Социологический опыт всегда есть, с одной стороны, собственный или внутренний опыт социолога, с другой — встреча с чем-то внешним, самостоятельным, неотчуждаемым.
66 При этом не стоит забывать, что сами априорные понятия социальной науки социально и исторически условны и онтологически относительны.
67 "Бытие есть трансценденция", но не в схоластическом смысле, а как пространственность-временность, «горизонт»; его открытость трансцендентальное познание [25, с. 38].
68 Социальная реальность открывает сущее социального мира, она и есть открытость. Трансцендентальная истина принадлежит не социологу, но социальной реальности, притом, что социальная реальность столь же открывает себя, сколь и скрывает.
69 Будучи однажды открыты, социальные факты обусловливают дальнейшее развитие знания, навязываются сознанию как членов социологического сообщества, так и потребителей научной продукции.
70 Отметим здесь особо, что не существует абсолютного a priori, созидающего социальный мир. Созерцание и мышление также не полагают сущих социального мира.
71 Поскольку"…каждое чувство обращено на воспринимаемый предмет, находясь в своем органе как таковом, и распознает различия в воспринимаемом им предмете…" [48].
72 Также см.: Терборн Г. Принадлежность к культуре, местоположение в структуре и человеческое действие: объяснение в социологии и социальной науке / Пер. с англ. Е.В.Ананьевой // Теория общества. Сборник / Пер. с нем., анг. / Вступ. ст., сост. и общ. ред. А.Ф. Филиппова. — М.: Канон-пресс-Ц, Кучково поле, 1999. — С. 73–102; Гемпель К.Г. Логика объяснения // Гемпель К.Г. Логика объяснения: Пер. с англ. / Сост., пер., вступ. ст. О.А. Назаровой. — М.: Дом интеллектуальной книги, Русское феноменологическое общество, 1998. — С. 99–105. Само полагание некоторой границы социологического объяснения внутренне противоречиво, ибо в нем эта граница уже нарушается. Например, когда утверждают необъяснимость мотивов социального действия, ее обосновывают, тем не менее, в терминах причина/следствие: "Мотивы необъяснимы потому, что…", а это и есть превосхождение установленного предела объяснения.
73 Опосредствование означает взаимосвязь и взаимопереход, взаимопроникновение; это почти синоним обусловливания. Поэтому некая сущность абсолютна в той мере, в какой она непосредственна, т. е. является причиной самой себя, безусловна. И обратно, данная сущность относительна в той мере, в какой она имеет причину вне себя, обусловлена. Логически первое не может быть опосредствовано какой-либо предшествующей ему основой и в этом смысле является непосредственным. Непосредственность представляет собой безотносительность, абсолютность и элементарность. Непосредственная сущность ничего не должна предполагать и ничем не должна быть опосредствована, однако абсолютная определенность в действительности есть ни что иное, как бытийствование относительного, определенного, конкретного сущего.
74 Так, «наличность» (Vorhandenheit) осуществляется лишь через «подручность» (Zuhahdenheit) ("Бытие и время", с. 88), а к "бытийному строю" Dasein принадлежит «набросок» (Entwurf) (цит. соч, с. 221). Социологическое высказывание, подобно всякому высказыванию, "…не есть свободно парящее поведение, способное из самого себя раскрывать первично сущее вообще, но оно держится всегда на базисе бытия-в-мире" (цит. соч., с. 156), т. е. не имеет значения вне социально обусловленных практик. Возведение непроходимых барьеров между ratio cognoscendi, ratio agendi и ratio essendi на самом деле, гипостазируя мышление и/или язык, ограничивает познание, чтобы освободить место трансцендентальному означаемому.
|