|
Регистрация

Проблема социологии

Социологическая теория есть теория "социального мира", и социологическое познание есть институционализированное исследование. Подробно...

Суть социокультуры

Суть новой культуры вырастает из разрушения характерных для классического индустриального общества систем.
Подробно...

Социальная политика

Если верно утверждение, что политика выступает концентрированным выражением всех сторон жизни. Подробно...
ПРИМЕЧАНИЯ

12 Гете И.В. Фауст / Пер. с нем. Б. Пастернака // Гете И.В. Собрание сочинений. В 10-ти томах. — Т. 2. — М.: Худож. лит., 1976. — С. 22.

13 Социальные практики суть все то, что делают социальные агенты, включая, разумеется, и целесообразные преобразования предметов, взятые в их социальных формах. Практики не могут быть сведены ни к объективному научному познанию, ни к субъективному опыту сознания, а являются действительным осуществлением социальных отношений. Практики — события социального мира. Событие есть производное от изменения. Можно сказать, что практики являются изменениями социального мира, производимыми агентами.

Мы употребляем понятия «практика» и "социальное отношение" как в единственном, так и во множественном числе. На современном уровне развития социальной науки считается, что, несмотря на общность, эти понятия содержат точное описание предмета, и суждения о «практике» и "социальном отношении" как о чем-то единичном и о чем-то общем фактически совпадают. Ср. Nancy J.-L. Etre singulier pluriel. - Paris: (d. Galilee, 1996.

14 «Присутствие» означает, что необходимое и достоверное сущее социального мира непосредственно представлено сознанию социолога. Mutatis mutandis о «присутствии» можно сказать, что оно безотносительно (существует само по себе) и через себя представляемо (quod per se est et per se concipitur). Любое сущее социального мира устанавливается неким «присутствием» или соотносится с ним.

15 Заметим, что уже основоположник социологии позитивист О. Конт в некоторых своих построениях воздавал должное априоризму: "Если, с одной стороны, всякая положительная теория должна непременно опираться на наблюдения, то, с другой стороны, для того чтобы приступить к наблюдениям, наш ум нуждается уже в какой-нибудь теории. Если, созерцая явления, мы не связали бы их с каким-нибудь принципом, то для нас было бы невозможно не только соединить эти различные наблюдения и, следовательно, извлечь из них какую-нибудь пользу, но даже и запомнить их; чаще же всего явления остались бы незамеченными" (Конт О. Курс положительной философии. — Т. 1. — СПб., 1900. — С. 6).

16 Развернутое определение присутствия как непосредственного дает подход, акцентирующий внимание на моменте "соотнесенности с другим". Вопрос о способе соотношения с «другим» возникает вместе с определением «начала» социологии как определенной непосредственности. Выбор начала задает границу непосредственного бытийствования определенности. Эта граница отделяет присутствие сущего социального мира (непосредственно данную определенность начала) от многообразия других определенностей социального мира, которые не присущи началу и в силу этого непосредственно не даны. Оттого выход за пределы присутствия сущего социального мира (к "другому") ведет к прекращению непосредственной данности исходной определенности социального мира. Иными словами, при переходе к «другому» непосредственно наличествующая сущность социального мира снимается.

Прекращение определенной непосредственной данности социального мира при переходе в «другое» не отрицает существования отношения с «другим». Отношение, удовлетворяющее этому условию, является непосредственным. Так, отношение конституируется как непосредственное в том случае, когда переход присутствия сущего социального мира ведет к прекращению исходной определенности. Определенное и определимое присутствие сущего социального мира, интегрируясь в непосредственное отношение, преобразуется в иную наличность. В непосредственном отношении отрицанию подлежит само существование какой-либо фиксированной определенности присутствия сущего социального мира как таковое. Переход к «другому» оказывается в этом случае переходом к другой непосредственно сущей определенности (другому присутствию). В этом смысле социальные отношения как опосредствованный способ существования, как существование через обусловленность и соотнесенность с «другими» не являются непосредственными отношениями присутствий сущих и не могут быть представлены как присутствия.

17 Ego cogito — достоверная для познающего агента достоверность его самого, выражающая субъективную уверенность в реальности собственного Я. Внутренним содержанием этой «самодостоверности» обычно полагают интенционально конституированные переживания и акты я-образной жизни сознания. В феноменологии практики и практические отношения агента идеализируются до степени интенционально конституированных переживаний и актов сознания. При этом полностью утрачиваются онтологические моменты присутствия социолога, поскольку оно низводится до онтической данности его самого, вне горизонтной открытости социальной реальности. (К слову, глубинной сущностью индивидуального самосознающего Я признается трансцендентальное сознание.)

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

 
Европейский тип брачности
Изменения в семейно-брачных отношениях в Европе были вызваны и становлением здесь капиталистического способа производства.
 
Брак и семья у русских
В отличие от европейских стран ведущим типом брака у русских был виролокальный брак, т.е. проживание жены в семье мужа.
Рекомендуем к прочтению
Старение населения
Старение населения не есть что-то отличительное для нашей страны.
Детская смертность
Пугает статистика младенческой смертности в России. Этот показатель равен сегодня 18,6; т.е. 18-19 смертей возраста до одного года на 1000, родившихся живыми.
Причины межрегиональных контрастов
Мировая практика свидетельствует, что в зависимости от размеров душевого ВВП разные государства так или иначе обеспечивают поддержание минимальных денежных доходов и их определенное соотношение с доходами высокообеспеченных слоев.
Аборт - всегда аборт
О видах абортов написано немало, мы лишь кратко коснемся этой темы.