…Для нас невозможно рефлектировать постоянно и явным образом над всеми нашими мыслями; в противном случае наш разум рефлектировал бы над каждой рефлексией до бесконечности, никогда не будучи в состоянии перейти к какой-нибудь новой мысли. Так, например, сознавая какое-нибудь наличное ощущение, я должен был бы постоянно думать, что я думаю о нем, и так далее до бесконечности. В действительности же я должен перестать размышлять над всеми этими размышлениями, и должна явиться наконец некоторая мысль, которую мы оставляем, не мысля о ней… Г. В. Лейбниц. Новые опыты о человеческом разумении автора системы предустановленной гармонии
Протекающий в изначальной интуиции процесс всегда уже перемешан с антиципациями, в нем неизменно в большей степени присутствует аперцептивная со-направленность, нежели действительно данная интуиция — именно в силу того, что объект, каковым бы он ни был, не является чем-то изолированным и выделенным; он всегда является объектом, расположенным в горизонте типичной повседневности и пред-знания.
Э. Гуссерль. Опыт и суждение. Исследования к генеалогии логики
Социология как возможность самой себя выступает не в виде ансамбля логических отношений между истинами, но в виде социальных форм практик, становящихся формами социологического мышления. Социолог изначально является практиком, заинтересованным агентом социальных отношений, всегда уже ориентирующимся в социальном мире, а не теоретиком, отвлеченным наблюдателем. Социология исходит, в том числе, из предпосылок, которые не могут быть обоснованы методами самой социологии39. Определенные условия научного познания не укладываются в логику исследования, а предшествуют ей, поскольку социологическое постижение надстраивается над привычно-доверительным и заинтересованным, инструментальным и практическим пред-знанием, отягощенным личностными смыслами исследователя, которые являются условиями возможности мышления40. Социолог не может быть идентифицирован с его когитальным состоянием и когнитивными практиками, и познающий никогда не тождественен познаваемому. Представления о деятельном и интерсубъективном характере социологического познания надо дополнить представлениями о его онтологической и социальной обусловленности. Социологическое мышление поэтому следует рассматривать как "технологическую структуру", имманентную научному производству.
Необходимо различать рефлективное и тетическое в социальной теории от дорефлективного и нететического, — того, что принимается ученым за очевидное и само собой разумеющееся, известное до всякой социологии41. Научный язык социологии не только «надстраивается» над пред-суждением (Vor-urteil), допредикативным опытом42, нетематическим полем переживаний43, недискурсивными практиками, но и невозможен без них. Социальные факты, любые события социального мира могут быть объяснены лишь исходя из практического контекста, причем объяснение выступает способом бытийствования ученого44. Здесь следует интерпретировать сознание как (символические) практики45 (praktische Bewu?tsein К. Маркса), а не как целокупность теоретического дискурса. Социологическое объяснение интегрировано в социальную реальность как одно из сущих социального мира. Социологическое объяснение не может быть лишь ценностно-нейтральным истолкованием, возникающим непосредственно из академически-незаинтересованного чистого созерцания, оно еще и жизненно-практическое участие исследователя в социальных отношениях. Для "социальной техники" социологическое объяснение это не просто рефлексия по поводу события, которое могло бы существовать и без этого объяснения, напротив, социологическое объяснение участвует в производстве этого события, а в некоторых случаях претендует на конституирующую, хотя и подчиненную, роль46. Социологическое объяснение не определяется единственно ансамблем познавательных практик социолога: условием действительности социологического объяснения является "онтологическое соучастие" социолога и социальной реальности, практическая захваченность исследователя, нахождение «посреди» социального мира и доставляемая таким расположением «внутри» социального мира его «открытость», «раскрывающий» характер практик (ср. [15]). Подчеркнем, что открытость раскрывается как различие между объективированным и необъективированным и лишь в нем. Социологическое познание возможно лишь постольку, поскольку сущее социального мира становится открытым, т. е. объективируется в свете различия "тематизированное/нетематизированное". Социологическое объяснение всегда есть практически-озабоченное объяснение социального явления как чего-то «инструментального», не существующего безотносительно к социологу и поэтому в первую очередь отвечает критерию пригодности. Отсюда вытекает стремление к непрерывному улучшению, совершенствованию социологического объяснения. Характер социологического объяснения объективирует не только критико-рефлективную, но и активно-преобразующую позицию науки по отношению к ее предмету. Объяснить значит, сверх того, определить свою позицию в социальном мире, ибо социологическое объяснение есть момент этого мира.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
|