9. Больной начал рано употреблять алкогольные напитки и злоупотреблять летучими одурманивающими веществами (клей «Момент», растворители, бензин и т.п.).
Многие из нас могут обнаружить в этом списке один-два фактора, имеющие место в нашей собственной биографии. Это вовсе не означает, что человек при этом оказывается фатально предрасположенным к наркомании. Но у людей с таким «анамнезом» всегда есть риск заболеть даже при однократном употреблении наркотика. Есть и еще одна неприятная вещь: люди, не имеющие в анамнезе ни одной из перечисленных особенностей, тоже болеют наркоманией. Тем не менее родители должны иметь в виду данный список, чтобы быть предельно бдительными в отношении своего ребенка.
3. Факторы приобщения к наркомании
Существуют представления, что интерес к наркотикам и их употреблению находится в прямой зависимости от правильного или неправильного воспитания в семье. Психологи и наркологи, однако, считают такое утверждение «бытовым». Наркоманами становятся люди, получившие самое разное воспитание. Нет никаких директивных методов, с помощью которых можно было бы застраховать ребенка от наркомании. Но выделяют два фактора, которые могут оказать влияние на развитие склонности к наркомании: неблагополучный эмоциональный климат в семье в результате нарушения внутрисемейных отношений и личный пример родителей, злоупотребляющих, к примеру, алкоголем.
С психолого-педагогической же точки зрения все факторы наркомании разделяются на факторы среды (объективные) - социально-психологические и факторы личности подростка (субъективные) - психологические. Соответственно в вопросах профилактики наркотической зависимости выделяются также два основных направления:
· во-первых, работа со средой обитания подростка (выделение факторов риска и их нейтрализация),
· во-вторых, работа с личностью учащегося: воспитание и развитие устойчивости к неблагоприятным социально-психологическим факторам и воздействиям.
Второе, на мой взгляд, надежнее, но труднее.
Итак, к моменту, когда ребенку исполняется 10 лет, на физическое развитие расходуется меньшая часть его энергии. В эти годы дети охотно учатся и стремятся развивать свои умственные способности и индивидуальность. Они уже имеют представление о том, для чего необходимо образование, и умеют учиться. Если их не слишком много ругают и у них не накопилось слишком большого количества плохих отметок, им по-прежнему нравится школа и нравится учиться. Работа с учащимися этого возраста может быть захватывающей, приносящей удовлетворение и интересной.
В эти годы дети начинают яснее осознавать неблагополучность обстановки в семье. Они начинают страдать от чувства собственной неполноценности; они проявляют признаки недостаточно добросовестного отношения к учебе, и у них может развиться убежденность в том, что школа не для них. Это убеждение возникает после чрезмерно большого количества неудач и плохих оценок.
В это же время дети начинают принимать осознанные решения, касающиеся их жизни, включая решение о том, продолжать ли свое образование. Кое-кто начинает подумывать о том, чтобы бросить учебу, выбрав вместо этого путь, который, по их мнению, потребует меньших усилий и быстрее принесет конкретные плоды. Этот период является для них временем принятия решений относительно будущего. Учителя и другие взрослые должны осознавать, что дети в этом возрасте чрезвычайно ранимы. Трудные подростки легко поддаются соблазну начать торговать наркотиками, а также употреблять их, что приносит удовлетворение, заключающееся в "быстром решении" проблемы заработка, в обретении определенного веса среди сверстников или временного отрешения от жизненных проблем. Им также легко доступен алкоголь, который в начале обеспечивает им удовольствие и уход от всех проблем.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8
|