Наиболее традиционно воспринимают идеальную роль женщины мужчины рабочие (80%), мужчины – студенты (80%) и мужчины предприниматели(76%).Среди опрошенных женщин наименее традиционно рассматривают женскую роль респондентки,занятые в сфере бизнеса.По-видимому,на это оказывает влияние и характер их работы.
Что касается представлений относительно основного предназначения мужчины в обществе,то здесь мнение всех опрошенных было однозначным независимо от пола: 81% женщин и 85%мужчин считают, что работа-главное в жизни мужчины.
Таким образом, результаты опроса томичей показывают, что мужчины придерживаются более традиционного взгляда на основное предназначение женщины, а сами женщины неоднозначно определяют социальную роль женщины.Доля женщин из различных по роду деятельности групп, не согласных с традиционной ролью, неодинакова:34% женщин-рабочих, 47% женщин-ИТР, 48% студенток,50% женщин,работающих в области просвещения,образования, здравоохранения,науки,культуры, 60% женщин, занятых в сфере бизнеса, 66% женщин-руководителей.
В целом представления опрошенных о предназначении мужчины отличаются высокой степенью однородности и традиционностью вне зависимости от пола, образования, возраста.А представления мужчин и женщин о женском предназначении отличаются.Мнения самих женщин на этот счет более разнородны, неоднозначны и менее традиционны,хотя в целом 2/3 мужчин и половина женщин отводят женщине в идеале только роль хранительнице домашнего очага.
По данным польского исследования, проведенного в 70-е по вопросу о социальной роли женщины,36% респондентов отводили женщине традиционную роль матери и жены (39).Большинство ответивших мужчин и женщин полагали,что воспитание детей и забота о них входят исключительно в компетенцию матери.А по данным томского опроса,половина мужчин (54%) и70% женщин считают, что не только женщина,но оба родителя должны заниматься воспитанием детей.Конечно,когда мы приводим результаты опроса в Польше,то должны принимать во внимание,что не можем сравнивать их с результатами томского опроса напрямую: разное время, разные страны.Но принять «информацию к размышлению» мы, безусловно, можем, как можем и поразмышлять над тем, усиливается или ослабевает сегодня влияние традиционных полоролевых стереотипов.Исследователь Й.Блумсма из Амстердамского университета,проводившая опросы в нашей стране в 1986-1991 годы,считант,что в России наблюдается тенденция перехода к традиционному разделению труда,когда мужчина зарабатывает деньги, а жена занимается семьей и семейными делами(40)
Этот вопрос,конечно,сложный и неоднозначный.С одной стороны,такая тенденция действительно фиксируется исследователями.В конце 80-х годов опросы в нашей стране показывали,что только 3,5 женщин оставили бы свою работу,если бы их их мужья зарабатывали достаточно,чтобы содержать семью(40).В 1991 году,по даннм опроса Блумсма, 7,4% женщин высказывали такое желание.Наш опрос весной 1995 года показал, что уже 19% опршенных женщин оставить работу повлияли такие факторы, как род занятий,образование; наличие детей на подобном выборе не сказалось.Так,среди женщин-руководителей 7% стали бы домохозяйками,среди женщин, занятых бизнесом,-10% среди женщин ИТР и работающих в области здравоохранения, просвещения, образования, культуры, науки- соответственно, 10% и 12%, а среди женщин-рабочих-30%.
С другой стороны, в условиях экономического кризиса, падения жизненного уровня подавляющего числа россиян женщины вынужденя работать, и работа является важной жизненой ценностью наряду с традиционной для них ценностью-семьей (впрочем,как и для мужчин,что подтвердили результаты опроса в Томске).Респондентам был задан вопрос: «Что для вас важнее всего?».Ответы отражены в таблице.
Категории
опрошенных |
Варианты ответов |
Работа
и карьера |
Семья |
Работа и семья
одновременно |
Все мужчины
Все женщины
Мужчины-
руководители
Мужчины-рабочие
Женщины-рабочие
Мужчины ИТР
Женщины-ИТР
Мужчины, занятые в
сфере
просвещения,
образования, науки,
культуры, здравоохра-
нения
Женщины, занятые в
сфере просвещения,
образования,
науки, культуры,
здравоохранения
Мужчины-
Предприниматели
Женщины-
предприниматели |
13
5
16
11
9
4
11
4
2
14
10 |
10
26
7
13
11
21
7
36
26
9
16 |
77
69
77
76
80
5
82
60
72
77
74 |
|