отражают в известном смысле «стратегию» системы пол-гендер и указывают, кем мы должны быть: женщиной или мужчиной, девочкой или мальчиком, выявляя всевозможные стереотипы, как культурные так и социальные.(34) Установка
по Узнадзе- готовность, предрасположенность субьекта к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении;обеспечивает устойчивый целинаправленный характер протекания соответствующей деятельности ,служит основной целесообразной избирательной активности человека.(17)
Соответствующая технология формирования гендерных ролей проявляется в кинематографе.Если сравнить советский кинематограф 50-х годов с сегодняшним,можно ясно увидеть смену построения и оценки образа женщины.Политическая установка общества на привлечение женщин к социальной активности в то время вела к созиданию на экране образов героинь,которые не только строили свою жизнь сами,но и оказывали влияние на общество,т.е.женщин самостоятельных с определенным,всеми принятым ,стереотипом поведения.Героиня сегодняшнего дня (сегодняшний стереотип)-чаще всего красивая игрушка с длинными ногами в качестве положительного образа или дешевая проститутка в качестве образа отрицательного.
Во множестве рекламных роликов мужчина представлен как босс,компетентный специалист,а женщине отводится обслуживающая роль.С экранов смотрят на нас умные,очень важные мужчины и экзальтированные женщины,радостно обнюхивающие колбасы,стиральные порошки,грязные рубашки или с восторгом разглядывающие подарки,начиная с домашней техники и заканчивая ювелирными украшениями,полученные от «настоящих мужчин».Здесь наиболее очевидно проступает технология гендера через кинематорграф.
Рождаясь,люди женского и мужского пола сразу попадают в сложившуюся систему отношений ,где женщинам отведена пассивная роль,а мужчинам активная.При этом значимость активного («мужского»)всегда выше пассивного(«женского») в соответствии с иерархией отношений.
Например,в образовательных методиках детских садов обучающие игры для девочек и мальчиков различно ориентированы.В игровой комнате отведены части отдельно для девочек и для мальчиков.У девочек воспроизведена домашняя обстановка (внутренний, «пассивный» мир),где они изучают типы машин,правила дорожного движения,виды профессий.И если на образовательных занятиях девочек знакомят с понятиями(но не дают навыков),формирующимися у мальчиков в обучающих играх,то мальчиков не учат о ком-нибудь заботиться.Мальчикам дарят книги познавательног характера.а девочкам-детскую кулинарию.И хотя книга по кулинарии носит название детской,она ассоциируется только с девочками и только им предназначена.
необходимости идентификации с мужчинами (отцом) для достижения власти.
Асимметричное родительство связано с обесцениванием женского вклада (очевидно, потому, что эта деятельность не имеет рыночной стоимости) презрение общества к женской работе помогает мальчику определить себя в оппозицию к женскому полу, представительницей которой является мать. иерархиями.(1)
Роль мужчины и женщины: от прошлого к настоящему
Роковое противопоставление мужчины как «господина», «главы», «вершителя судеб» женщине как существу второстепенному, создание ребра Адама, в какой-то мере является причиной дисгармоничности общественного устройства, социального неравенства мужских и женских ролей. Следует заметить, что проблемы одной «половины» всегда прямым или косвенным образом отражаются на положении и состоянии другой. Социальные проблемы женщин – суть в равной степени проблемы статуса и осознавания ролей мужчины и женщины в социуме.
В глубине веков не существовало социального равенства между людьми, а тем более между мужчиной и женщиной. Последнее занимало такое же подчинённое положение , как раб, выполняя только свои домашние и материнские обязанности. Хотя историки и археологи свидетельствуют о том времени, когда женщины играла ведущую роль в общественной жизни. То была эпоха матриархата. Об этом периоде мы узнаём из преданий и мифов, сохранившихся и дошедших до наших дней. В разные исторические эпохи существовали и различные мифы о женщинах. Во времена средневековой инквизиции был распространён миф о женщине – ведьме, и множестве женщин стали его жертвами. В конце XIX века миф о роковой женщине, безжалостной соблазнительнице, нашёл отражение в творчестве ряда крупных писателей (более подробно о мифических образах женщины можно узнать из книги Ц. Короленко [34]). В Стране Советов господствовал миф о супрерженщине: женщине – матери, работнице и общественной деятельнице одновременно.
Следует упомянуть один парадокс: чем больше обожествляли женщину и поклонялись ей на каком-то отрезке истории, тем более унизительные и подчиненное положение она занимала в реальности. Американская исследовательница Б. Фридан объяснила этот парадокс так: «Чем меньше реальные функции, которыми наделена роль женщины, тем больше её декорирует бессмысленными деталями, чтобы заполнить пустоту» [35]. Обратившись к истории, можно найти подтверждение этой мысли. Древние греки обожествляли женскую красоту в скульптурах, украшая ими храмы, но в реальной жизни «лишних» дочерей подкидывали или приносили в жертву, девушек продавали, а на женщин смотрели лишь как на безмолвных домохозяек. В большинстве государств Древней Греции женщины были привязаны к дому, им не полагалось вмешиваться в общественные дела. Они не могли принимать участия в управлении городом, наследовать собственность или обладать ею, а также защищать себя в суде. Женщинам не разрешалось даже покупать вещи, стоимость которых превышала определённую сумму. В течение всей жизни женщина подчинялась родственникам по мужской линии – сначала отцу, а затем мужу, брату или сыну.
|