В словаре В.Даля 4 слова – муж,жена, пол, род-как бы концентрируют смысловые особенности гендерной проблематики в их конкретной русскоязычной специфики и наднациональной культургенетической общности, описываемые четырьмя же ключевыми словами : архетипичность, антитетичность, голографичность, цикличность (17)2).Муж (мужчина) обычно символизирует левое , а женщина (жена) – правое : “правая бровь чешется, кланяться мужчине, левая - женщине” (Народное поверье) ; “Мужичок или мужчинка – так называется левый сошник косули, служащий отрезом оправы – “женка”, отворачивает пласт”.Мужчина символизирует выходящее или направленное вовне, внешнее , экзотерическое, экстравертное, а женщина – входящее или направленное внутрь, внутренее, эзотерическое, интровертное: “Мужик да собака всегда на двор, а баба да кошка завсегда в избе”;
“Едет женщина родня - растворяй ворота, едет мужская родня – запмрай ворота!”.Женщина в соответствии с общесимволическимми представлениями о женском,выступает как деформирующее,изменяющее начало:”женится”, переменится”, жениться, переродиться”.Род-слово мужского рода и предусматривает сложно-подчиненную, иерархическую зависимость:”вид подчинен роду, как порода виду”.”Мужевать,-читаем у Даля,-обсуждать здоаво(т.е. рационально.-А.Ч,-Р.)как должно мужу”.Все эти характеристики находятся в полном соответствии с культургенетическими признаками W-М.
Что касается общезначимых для культуры четыре ключевых понятий,составляющих основу концепции четырех принципов,то у Даля в статьях, посвященным словам «муж», «жена», «пол», «рол»,их также раскрывают,главным образом, примеры из русского фольклора.Своего рода архитепический вариант алхимического гармофродита обнаруживает себя в одном из заговоров:»Нимужик,ни баба,ни молодец, ни девица, ни пожилой, ни старый
Говоря словами Лорети, система пол-гендер (гендерная система) является одновременно и социокультурным конструктом,и семиотическим инструментом,системой представлений,которая приписывает значения(идентификацию,престиж,статус в социальной иерархии) индивидуумам в обществе.(24)16)
Если говорить о гендере в широком смысле, то термин включает в себя сложную систему,иными словами ,
это конструкция концептуальная и основанная на опыте,индивидуальная
и общественная кросс-культурная и специфически культурная, физическая и духовная ,
а также политическая.То есть она является отражением жизни в мире.создавшем нас не просто людьми,но всегда женщиной или мужчиной.В мире,где любое различие или разделение находятся в системе строгих иерархических и доминирующих отношений.
Гендерные, бинарные и дуальные аспекты тесно переплетаются в истории мировой культуры:инь-янь, манихейство, гностицизм, Король и Королева алхимии, материя-дух Р.Декарта, тезис-антитезис Гегеля, сознательное-бессознательное З.Фркйда и т.д.В знаковой системе W-М дуализм (биполярность) формальных и других характеристик,а также интеллектуально-психологических установок (особенностей менталитета) с учетом античных представлений, а также дихотомий, предложенных В.Гумбольдом для языкознания(21/25), Г.Вельфлиным для искусствознания), П.Чаадаевым, В.Муравьевым, К.Юнгом и М.Буберомдля культуры в целом, может быть представлен,например, в следующем виде:
ХАРАКТЕРИСТИКИ
W |
M |
Женское |
Мужское |
Темное |
Светлое |
Смутное |
Ясное |
Дионисийское |
Аполлоническое |
Низкое |
Высокое |
Сложно-сочиненнон |
Сложно-подчиненное |
Коллективное |
Индивидуальное |
Свобода в несвободе |
Свобода как(осознанная) |
Подвижное |
Устойчивое |
Стихийное |
Логически упорядоченное |
Бытование |
Бытие |
Иррационализм |
Рационализм |
Экспрессионизм |
Реализм |
Мистицизм |
Позитивизм |
Реальность иллюзорности |
Иллюзорность реальности |
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7
|