Особенности менталитета
Мир идеален Мир реален
Идеал недостижим Идеал достигаем
Религиозность Атеистичность
Жизнь (движение) как смысл жизни Цель как смысл жизни
Истина непостижима Истина познаваема
Иронически-рефлектирующий смех Смех обличающий или развлекающий
Склонность к синтезу Склонность к анализу
Благославям изкусен правило кухни италия классика. «Безобразное»(деформированное,больное) Прекрасное,(здоровое)
Мир многозначен Истина едина
Мир зримопостигаем (постигаем чувствами) Мир умопостигаем.
Здесь важно, с одной стороны, подчеркнуть относительность приведенных характеристик, а с другой- их явную соотносимость с характеристиками правополушарого(W) и левополушарного(М) мышления (28/31):
Правополушарное мышление Левополушарное мышление
Оперирование образами,ориентация Оперирование вербально-зна-
в прстранстве,различение музыкальных ковой информацией ,
тонов,мелодий и невербальных звуков, чтение,счет.
распознавание сложных обьктов,продуци-
рование сновидений.
Пространственно- образное, Дискретное,аналитическое
симультанное (одновременное) мышление,обеспечивающее
и синтетическое мышление , ряд последовательных
дающее возможность одномоментно операций,логически непроти-
схватывать многочисленные свойства воречивый анализ предме-
обьекта в их взаимосвязи друг с дру- тов и явлений по определен-
гом и во взаимодействии со свойства- ному числу признаков.
ми других обьектов,что обеспечивает
целостность восприятия.
Многозначность воспринимаемых и Формирование внутренне
продуцируемых образов, способ- непротиворечивой моде-
ствующих творчеству и затрудня- ли мира,которую можно
ющих выражение связей между закрепить иоднозначно
явлениями и предметами в логически выразить.
упорядоченной форме.
Затрудняет социальное общение. Способствует социаль-
ному общению.
ЗАРОЖДЕНИЕ СТЕРЕОТИПОВ.
(Пол. Культура. Религия
)
Как известно, в «половом символизме» большинства культур «мужское» отождествляется с духом, логосом, культурой, активностью, силой, рациональностью, светом, наполненностью, формой и т. д. «Женское»—с материей, хаосом, природой, пассивностью, слабостью, эмоциональностью, тьмою, пустотой, бесформенностью. Нетрудно заметить, что «женский» символьный ряд представляет собой по преимуществу ряд «неопределенностей», по сравнению с которым «мужской» являет собой нечто гораздо более «определенное» (по крайней мере в первом предъявлении).
В европейской патриархатной традиции эти ряды рассматриваются не только как дихотомия, но и как иерархия: «мужское», отождествляемое обычно также с «человеком» и «общечеловеческим», якобы призвано держать под своим контролем «женское», отождествляемое, как правило, с «половым» и «второстепенным». Если вспомнить, что «Ева» в переводе с древнееврейского означает «жизнь», то становится ясным, что за фасадом иерархии «главное-мужское»—«второстепенное-женское» на самом деле находится иерархия: «главное-человек»—«второстепенное-жизнь». Иными словами, пренебрежение так называемыми женскими качествами (т. е. приписанными и предписанными в сложившемся типе культуры женщинам) есть пренебрежение качествами самой жизни, а именно — ее неопределенностью и неопределимостью.
«Абсолютный мужчина — это идеальный образ Бога, абсолютное „нечто". Женщина же символ полного „ничто". .Существует общая связь между женственным и преступным», — писал в 1903 году австриец О. Вейнингер[45].
Действительно, в христианской культуре (в ее «историческом», церковном варианте) Пресвятая Троица являет собой мужской знак: Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Святой Дух. И несмотря на высказывания некоторых богословов о недопустимости перенесения половых категорий на Бога, маркированность Бога (в частности и средствами грамматики) как мужского знака пребывает и в богословии, и в общественном сознании незыблемым. Таким образом, «мужское» начало обожествляется, «женское» же расценивается как нечто недостойное, требующее постоянного силового контроля со стороны «божественного» «мужского». Не случайно, видимо, в апокрифическом Евангелии от Фомы написано:
«Симон Петр сказал им: „Пусть Мария уйдет от нас, ибо женщины недостойны жизни". Иисус сказал: „Смотрите, я направляю ее, дабы сделать ее мужчиной, чтобы она также стала духом живым, подобным вам, мужчинам. Ибо всякая женщина, которая станет мужчиной, войдет в царствие небесное"» [ 46].
По всей видимости, существует взаимосвязь между дефинитивным типом мышления, склонным к определениям и определенностям, который преобладает в рационалистической культуре Нового времени,и унижением женщины.Ибо в доминирующей культуре презирается всякая неопределенность, а в «половом символизме» этой культуры именно женщина олицетворяет собой такую неопределенность (стихия,хаос,эмоциональность,тьма,бесформленность…)И хотя в реальности»половой символизм» имеет отношение к конкретным человеческим существам,скорее,потусторонне-предписательное,нежели имманентное,тем неменее во многом именно этот символизм предопределяет не только социокультурную ситуацию (отводящее мужчинам доминиующее, а женщинеам маргинальное положение ), но и способы взаимодействия человека с миром, а также ценностность различных методов познания (провозглашая одни из них «правильными», «обьективными», «научными», а другие-«неправильными», «необьективными», «ненаучными», ).Например «культурое» поведение (т.е.определенным образом организованное) считается лучшим, чем «естественное», «природное» .Рациональное познание мира расценивается как более правильное,нежели познание «эмоциональное»; «логическое» мышление якобы ближе к истине, чем «хаотическое»; «оформленность» мыслей «качественней» «неоформленности» и т.д
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8
|