Существует древняя притча про трех слепых мудрецов которых попросили описать слона. Одному дали подержаться за ногу слона, второго за хвост, третьему дали потрогать хобот. На вопрос, что из себя представляет слон, первый мудрец ответил, что слон похож на колонну, второй - на веревку, третий - на толстый канат.
Попытки описать бюрократию, как целостное явление, порой весьма напоминают опыт тех слепых мудрецов из притчи, настолько отличаются друг от друга теории, представленные разными исследователями. Означает ли это, что все подобные попытки изучения бюрократии в итоге оказываются бесполезными, не ведущими ни к каким результатам?
Чтобы объяснить этот парадокс, следует пояснить, что каждое проба-исследование, пусть в целом и ошибочное, часто содержит в себе некоторую долю истинных фактов и открытых частных закономерностей из которых постепенно можно выстроить все более и более полную картину изучаемого явления. Зачастую даже отрицательный опыт часто несет в себе положительный импульс в продвижении к познанию истины.
Этот метод практикуется в астрономии, геологии (когда по многим отдельным геологическим пробам строят целостную геологическую карту залегания всех пластов на обширной территории), географии (когда по совокупности разнообразных фактов люди сделали совершенно правильный вывод о шарообразной форме Земли, задолго до того, как увидели ее из космоса), астрономии и многих других науках, которые базируют свои выводы на аккумулированном опыте множества исследователей, как прошлого так и настящего.
Если предположить, что тем мудрецам дали бы неоднократно потрогать слона со всех сторон, обменяться между собой своими наблюдениями, мы бы вскоре увидели, что описания слепыми мудрецами слона значительно приблизились бы друг к другу и, самое главное, к правильному представлению о самом слоне.
Очевидно, что ту же методологию следует попробовать и при изучении бюрократии, стоит поискать рациональные зерна в теориях и наблюдениях наших предшественников.
Питер и Паркинсон подняли исследование данного социального феномена на новую ступень, впервые заострив внимание на самой сущности бюрократии, выделив его из совокупности других социальных явлений. Но не менее интересные описания данного явления можно встретить в некоторых художественных произведениях прошлого.
Прежде всего на общем фоне выделяются литературные труды австрийского писателя Франца Кафки (1883 - 1924). Самые известные его работы "Замок" и "Процесс" рисуют общества, весьма похожие на те, что в наше время обычно принято называть правовыми. В этих обществах нет диктаторов или тиранов, главную организующую роль в них играет закон, нормы и инструкции, и чиновники различных рангов, призванные обеспечивать их.
В "Замке" показан, нарисованный несколько абстрактно, некий административный орган управления - Замок. Рядом с Замком расположилось управляемое им общество - Деревня. В результате канцелярской ошибки, главный герой, землемер, попадает в общество, но оказывается в нем лишним. Все его попытки исправить ошибку, наталкиваются на незаинтересованность в этом чиновников. Тем не менее землемер сохраняет надежду, что добравшись до какой-нибудь достаточно высокой инстанции он получит желаемое разрешение своего вопроса.
В этом обществе, присутствуют живые люди со своими характерами, страстями, достоинствами и недостатками, это, как правило, рядовые жители деревни. Но чем выше по административной лестнице, тем отчетливей исчезает в них собственно человеческое и проступают черты винтиков огромного бюрократического механизма. Винтиков по отдельности довольно безобидных и уязвимых, но в целом весь этот слаженный механизм обладает огромной непреодолимой силой.
Интересно заметить, что коррупция у Кафки не играет первостепенной роли, акцент делается на противопоставлении бюрократического закона и правопорядка реальной человеческой жизни и здравому смыслу.
Существует мнение, что Кафка лишь описал в Замке отторжение обществом "чужака". Но вероятно это слишком узкий взгляд на идею Кафки. Если вглядеться в жителей Деревни, то и среди них редко удастся найти счастливые лица - кажется, над всеми жителями нависла угнетающая тень Замка. Даже и среди них существуют изгои, выброшенные из жизни, единственная вина которых состояла в том, что они осмелились поступить не в соответствии с законом, а в соответствии со здравым смыслом, совестью и человеческим достоинством. Вероятно, Кафка хотел показать, что в роли землемера "чужого" может оказаться любой из членов этого общества.
Перейти на страницу: 1 2 3 4
|