В быту и литературе имеется много синонимов, для ее названия, в разное время ее называли командно-административная система, бюрократия, бюрократическая система, Система (когда натыкаются на нечто административно непреодолимое часто говорят "Это система"), комбинат, цивилизация, прогресс и т п. Как правило все средства эта система направляет на свое собственное выживание и интересы.
Она, например, создает особую категорию людей - военных, спецслужбы, отбирая и c детства воспитывая в особой узкоспециальной системе ценностей (воспитывая, например, способность убивать людей ради некого идеала служения, или нечто вроде самурайского служения "хозяину", беспрекословное исполнение приказа и т д). При этом, что довольно парадоксально, система даже не является чем-то одушевленным, зачастую личности в ней не играют особой роли.
Интересно взглянуть и на воспитываемого ею типичного представителя основного круга населения, повидимому эталоном здесь является называемый так в психологии тип "рантье". "Рантье" - это человек "невысокого интеллекта, буржуа по своим вкусам; скорее цивилизованный, чем культурный, не желающий рисковать ., довольствующийся невысоким, но прочным общественным положением ("с высоты больно лететь"), не увлекающийся; лишенный способности к какому-либо творчеству, оплот любой власти; путеводным маяком ему в жизни служит инстинкт самосохранения.
Можно пожалуй предположить главную цель такой системы, как определили ее Питер и Паркинсон - это собственное воспроизводство и сохранность (целостность).
Как написал в одной главе Паркинсон, антитеррористическое ведомство заинтересованно своими действиями создавать новых террористов, поскольку если бы террористов вдруг не стало, исчез бы смысл и в существовании самого этого ведомства. Министерство обороны заинтересовано если и не в войнах, то в постоянном существовании врагов и военных угроз, ведь именно враги делают его таким нужным в собственных глазах и повышают его значимость в обществе.
Поэтому нормальное демократическое общество стремится держать в определенных рамках ведомственные интересы и интересы государственных структур - обычно в нем действует обратная связь от общества к власти (через механизм выборов, референдумов, СМИ и т п).
Длительные наблюдения за различными государствами позволяют предположить, что чем больше размер общества тем хуже работает эта обратная связь. Эта эмпирически введенная зависимость, конечно тоже нуждается в доказательстве, но ввиду ограниченности объема данной работы детальное изучение этого вопроса мы проводить здесь не будем.
Итак, с ростом размеров контроль общества за государственными структурами практически теряется. Но ведь государство это не просто корпорация, из которой человек может в любой момент просто уволиться. Государство как правило имеет мощные вооруженные силовые структуры, тюрьмы, спецслужбы и другие институты подавления, и обладает всей полнотой права их применения на территории, на которой вынужден жить человек.
И если оно вдруг оказывается бесподконтрольным обществу, простой человек оказывается совершенно беззащитен перед всесильным государственным Молохом.
Как уже рассматривалось, демократия предполагает слишком громоздкие и сложные механизмы управления. Но перегружнная из-за своих размеров административная система обычно уже и так находится на пределе своей устойчивости и стремиться увеличить свою стабильность скатываясь к более простым формам административного управления - диктатуре, централизации власти, ужесточению властных вертикальных (иерархических) связей.
|