Значит именно огромный российский бюрократический аппарат, cделал россиян такими какие их находят сейчас. С другой стороны, очевидно что без мощного бюрократического аппарата, Россия неизбежно рассыпалась бы на небольшие государственные образования. Все же можно предположить, что если какой-то небольшой территории с российским населением (например Калининградской облати) удастся выйти из под общей системы централизованного контроля - в нем вполне может осуществиться настоящее демократическое правление.
Стоит поподробнее остановиться и на механизме из которого выводится закон больших систем. Поскольку в иерархической системе с ростом ее размеров информационные потоки через узлы верхнего уровня нарастают в геометрической прогрессии, и эти узлы начинают испытывать все большую перегрузку. Это справедливо как для узлов-компьютеров, так и людей, находящихся в этих административных узлах, вынужденных принимать все больше решений во все более ограниченное время. Увеличение штата чиновников мало решает эту проблему, ведь объем работы растет в геометрической прогрессии. Зато это служит прекрасным стимулом для увеличения штата чиновников - ведь сама перегрузка очевидна и неоспорима. Это при том, что мы пошли на сознательное упрощение, не предполагая и не учитывая корыстолюбие чиновников или коррупцию. В том то и дело что для проявления закона эти побочные явления не имеют решающего значения, закон будет проявляться даже если абсолютно всех чиновников замененить бесстрастными компьютерами, исключив таким образом и корыстолюбие и коррупцию.
Конечно огромные административные системах так или иначе способны функционировать, как например российское, американское или китайское государство или например ООН. В чем же тут дело? При ближайшем оказывается, что чиновники в информационно перегруженных административных узлах, большинство проблем и не решают, сосредотачиваясь лишь на самых важных. Как следствие это приводит к резкому падению качества принимаемых управленческих решений. Внешне это как раз и выглядит как типичная бюрократия и волокита - можно еще раз вспомнить Кафку со злоключениями его землемера.
Вовсе не корыстолюбие чиновников, привело землемера в заколдованный круг. Именно несущественость его вопроса для административной системы привело к тому, что он видимо просто приносился в жертву решению более существенных и значимых для системы проблем.
Именно так административная система начинает жить своей самостоятельной жизнью, выходя из под контроля человека и здравого смысла. Паркинсон назвал это административной самодостаточностью или болезнью Паркинсона, отметив при этом, необходимость для этого достаточно больших размеров административной системы (в оригинале это звучит: "Любое учреждение, где наберется больше тысячи сотрудников, может стать административно-самодостаточным.")
Интересно, все же, какое место, занимает коррупция и взятки в такой перенапряженной административной системе. Оказывается взятки - отличное средство повысить значимость решаемого вопроса для чиновника. Вероятно таким способом можно было бы и землемеру из "Замка" разомкнуть свой порочный круг.
Конечно нельзя отрицать существование и "криминальной" коррупции, - целенаправленного вымогание взяток, но, не углубляясь в дальнейшее исследование, предполагаю, что, доминирует у чиновников именно такая некриминальная мотивация.
Рассматривая такие перегруженные административные системы можно вывести интересное расширение Принципа Питера. Как известно Принцип Питера утверждает что "каждый достигает своего уровня некомпетентности”. Из этого в частности следует, что в любой иерархии каждая следующая ступенька наверх требует от человека все большей и большей компетентности. Но представим себе настолько огромную иерархию, что начиная с некоторого уровня все вышестоящие ступени требуют от человека физических или интелектуальных способностей, которыми не распологает ни один человек на земле.
|