Социальная наука мыслит различие не в нем самом, а как представленное. Она концептуально опосредствует, погружает его в причинно-следственные отношения и подчиняет тождеству предмета, рассматривая его не как таковое, а как различие между предметами. Производимое от социального, социологическое различие и разделяет, и объединяет, и опосредствует, и синтезирует. Всякое социологическое различие, в сущности, выступает определением, а всякое социологическое определение устанавливает различие. Именно различие является бытийствованием социологического опыта. Социология стала бы трансцендентальной эмпирической дисциплиной, если бы было возможно постичь социальное различие чувственно, не относя его к тождественному предмету, минуя всякое понятийное опосредствование. Коль скоро это не так, ничто в социальном мире не может быть представлено исключительно чувственным образом.
Сущее есть нечто, присущее социальной реальности. Социолог может исследовать что-либо лишь настолько, насколько оно «есть» в социальной реальности (ens in se). Он может знать о чем-либо лишь постольку, поскольку оно относится к социальной реальности. Последняя, однако, не заключает в себе сущее социального мира, скорее социологи склонны приписывать ей характеристики предмета. Она является действительной возможностью необходимого (т. е. фактического) наличия, но не самим необходимым наличием. Все социологическое познание и знание находится в охватывающем горизонте социальной реальности. Социальная реальность — это не сущее, а пространственно-временной «горизонт» объяснения социального мира, укорененный в практиках агента. При этом следует иметь в виду, что пространственно-временной горизонт есть совокупность всех возможных событий социального мира, поскольку они предопределены, оформлены и ограничены различением социальных различий, положенным как упорядоченность-изменчивость, принадлежность и необратимость последовательности событий21. "Социальная реальность имеется", или "Социальная реальность имеет место" — таков концептуальный горизонт для исходного облика социальной реальности. Она не может бытийствовать, не может присутствовать, ибо если бы она присутствовала, то не оставалась бы уже социальной реальностью, а была бы сущим, одним из сущих социального мира.
Практики конституируют отношение агента с социальной реальностью как различение объективированного и необъективированного. В своем осуществлении практика действительно «есть», т. е. положена в социальной реальности. Отношение между агентом и социальной реальностью оказывается, прежде всего, смысловым отношением22. Социо-логически содержание данного отношения может быть представлено как различание. Различание — это не сами социальные различия, а различимость, возможность всякого концептуального (социологического) различия, иное социальных различий, понятое как производство23. В практиках свершается явление социальной реальности, агент «прикасается» к бытийствованию, а социальная реальность "практикует себя": социальная реальность и сущее социального мира «сопринадлежат» друг другу. Или: социальная реальность и практики принадлежат событию, в событии практик агент сопрягается с социальной реальностью. Социальная реальность не есть тотальность различий, но процесс их производства/воспроизводства.
Различие "сущее социального мира/социальная реальность" оказывается различием между объективированным и необъективированным, между тематизированным и нетематизированным, между предикативным и допредикативным опытом. Откуда оно берется? «Реальность» восходит к латинскому res — вещь. Социология начинает с того, что представляет сущее социального мира в его реальности, а затем подставляет на это место реальность сущего социального мира, трактуемую как его присутствие. Социальная реальность представляет собой бытийствование социального мира как реальность сущего социального мира. Последнее, в свою очередь, представляет собой реальное сущее или сущее социальной реальности. Реальность сущего социального мира — это социальная реальность, бытийствующая в модусе перехода к сущему социального мира (ср. [7]). Социальная реальность переходит к сущему социального мира, которое выходит в социальный мир как присутствие. Термин «присутствие» возвещает, что сущее социального мира будет рассматриваться со строго определенной точки зрения: как то, что выделено своим отношением к социальной реальности. Реальность сущего социального мира есть присутствие, и социальная реальность, которая есть сущее социального мира, — это присутствие. С одной стороны, в присутствии осуществляется открытость социальной реальности (под которой мы разумеем априорные условия возможности истины, данные как различие "объективированное/необъективированное" и только в нем), а с другой — оно есть бытийная структура сущего социального мира. Значит, мы можем указать на присутствие сущего социального мира как на «место», в котором сущее приравнивается к социальной реальности24. Сущее, которое есть в социальной реальности, может быть «приравнено» к реальности сущего социального мира, взятой в качестве социальной реальности, которая есть сущее социального мира. Иными словами, в определенном отношении25 сущее социального мира «совпадает» с социальной реальностью, и данное «совпадение» опосредствованное. Этим опосредствованием является различие "сущее социального мира/социальная реальность", восходящее к различию между объективированным предметом и необъективированным горизонтом его познания. Оно эксплицитно проявляется, когда мы пытаемся "схватить в понятиях" социальную реальность, и для этого отличаем его от сущего социального мира, и наоборот. Различающим элементом этого "онтико/онтологического" различия выступает различающееся не-тождество сущего и социальной реальности.
|