Человек как таковой не есть отношение с социальной реальностью, но социальный агент, полагаемый наукой в качестве сущего социального мира, есть отношение с социальной реальностью. Агент может находиться в отношениях с сущим социального мира лишь постольку, поскольку он вовлечен в социальные отношения.
***
Отметим особо, что социальное отношение «аксиоматически» задается как причинное отношение, каковое полагается в форме статистической тенденции, вероятностного механизма производства событий социального мира (социальных различий)26. Такая "производящая структура" не есть ни просто социальное явление, ни инструментальный конструкт или интерсубъективный консенсус "научного сообщества", навязанный явлению. Мы явным образом определяем социальное отношение как объективную структуру, существующую, в конечном счете, независимо от воли и сознания людей. Если социальное отношение допускается в качестве тем или иным способом проявляющейся причины социальных различий, то тем самым оно устанавливается как пространственно-временная структура. Дело в том, социальное явление становится предметом социологического исследования лишь в том случае, если определяется как сущее социального мира, под которым понимается совокупное целое всех условий в ряду причин социальных событий. В таковом качестве социальный мир немыслим вне пространства-времени, поскольку необходимым условием раскрытия причинно-следственных связей является фиксация одновременности и близости сущих. Точнее, пространственно-временная структура социального мира предстает как объяснительная классификация сущих по их принадлежности (близости) к тем или иным необратимым сериям событий (причинно-следственным рядам). (Однако речь здесь идет о таком типе пространственности-временности, который не встречается в физическом мире27.)
Почему мы объединяем пространственность социального мира с его временностью? Потому, что изменение структуры принадлежности многообразий социальных различий, совершающееся даже при неизменности их последовательности, воспринимается наблюдателем как спонтанные, необъяснимые сдвиги, нарушающие (с точки зрения старой структуры принадлежности) "социальную логику" или принцип причинности. Если мы фиксируем исключительно каузальные связи, абстрагируясь от структуры близости, которой оснащены необратимые последовательности социальных различий, то легко может оказаться, что из-за изменения этой структуры различия придется группировать по-другому, т. е. для того, чтобы объяснить те или иные события, надо будет конструировать причинно-следственные ряды, отличающиеся от прежних. А поскольку одномерная логика временности "не видит" второго измерения пространственности, постольку подобные реконструкции квалифицируются исследователем как субъективные и необоснованные, а их возможная логика оказывается для него недоступной. Невозможно дать всестороннее одномерное описание социального мира: ни пространственность-упорядоченность, ни временность-изменчивость, взятые сами по себе, изолированно друг от друга, не исчерпывают вариацию социальных различий.
Пространство-время социального мира можно изобразить как совокупность множества всех сущих и определенной (в разных исследованиях — по-разному, в зависимости от имеющихся ресурсов и поставленных целей) на этом множестве "социальной топологии", задаваемой непосредственным указанием подмножеств, которые ее составляют. Социальная топология — такая система подмножеств множества всех сущих социального мира, что объединение и пересечение любого числа этих подмножеств будет принадлежать этой системе. Подмножества, образующие настоящую систему, называются «открытыми» (наполнимыми и исполнимыми) и конструируются как необратимые последовательности близких друг к другу сущих. Открытое множество «пропускает» через себя социальный мир, открывает, раскрывает его. Оно конституируется изменчивостью упорядоченной совокупности образующих его сущих. Эта изменчивая упорядоченность интерпретируется как взаимная близость (сходство) серии социальных различий, образующих пучок причинно-следственных рядов: сущие, принадлежащие данному открытому множеству должны образовывать необратимую последовательность событий и должны по определенным критериям быть ближе друг к другу, чем к сущим из другого открытого множества. Отсюда описать социальный мир — значит выявить множество сущих и задать в нем топологию, что в свою очередь равносильно определению тех множеств различий, которые считаются открытыми, т. е. таких особенных областей событий, что переход из одной в другую сопровождается нарушением непрерывности характеристик, скачком, качественным изменением. Социологический смысл топологических структур исчерпывается социальными отношениями. Открытое множество "геометрическое место" сходимости последовательностей относительно однородных социальных различий. Примерами открытых множеств могут служить "государственная администрация", "академическая наука", «армия», «адвокатура», «здравоохранение», "промышленно-финансовые группы". Им соответствуют институционализированные социальные позиции, закрепленные в устойчивых, легитимных или юридически гарантированных статусах.
|