Социальная топология описывает упорядоченное (пространственность) и изменчивое (временность) соотношение сущих социального мира, их взаимосвязь, проявляющуюся в форме повторяемости-изменчивости, статистического распределения по открытым множествам. Еще одной принципиально важной для социальной топологии формой оказываются многообразные изоморфизмы между последовательностями социальных различий. Открытые множества — ансамбли серий социальных различий — систематически противопоставляются друг другу, различаются одно от другого, и система различий между социальными различиями разворачивается и сама себя означивает. Все возможные гомологии (сходства в различиях) событий социального мира обосновываются, в конечном счете, тем, что существуют открытые множества. Социальная топология «указывает» на вероятностную логику эмпирических данных принадлежность/последовательность, связность совокупности социальных различий, а также всевозможные изоморфизмы этих совокупностей. Наделенная качественной природой, она несводима к простым перечислениям и объединениям. Социальная топология выступает местом сходимости последовательностей социальных различий, значением их расхождения и сближения в процессе изменений. Понятие "социальная топология" акцентирует то обстоятельство, что от одного открытого множества к другому меняется не просто "социальная дистанция", мера социальной близости, а внутренняя форма и качественная специфика, присущая схождению/расхождению серий социальных различий. В этом плане традиционные для социологии понятия «институт» или «группа» суть лишь частные, довольно специфические случаи открытого множества, описывающие лишь стабильные предметы исследования, внутренние и внешние изменения которых прекратились. Представляя подобное подобным, моделируя систему открытых множеств ее собственным строением, т. е. открытыми множествами, социальная топология тем самым делает шаг по пути к упразднению представления означаемого через означающее.
Все предметы социологического познания тем или иным способом конструируются исследователем в "концептуальной рамке" пространственно-временн?й структуры социального мира. Механизм, статистически порождающий наличное распределение (фиксированного вида) различий в пространстве-времени социального мира, т. е. выступающий объясняющей их причиной, может быть интерпретирован как социальное отношение. Социальное отношение есть стенографическое имя пространственно-временн?го становления как производства/воспроизводства социальных различий (подробнее см.: Гл. 11.). Социальная наука в большей степени обладает способностью выражать пространственно-временные, нежели какие-либо иные отношения и аспекты социальной действительности, а потому использует их как своего рода субституты социальных отношений, т. е. объясняет социальные различия в терминах пространства-времени социального мира, и тем самым сообщает всему пространственность-временность.
***
Социальные отношения как таковые в целом суть социальная реальность. Сущее социального мира никогда не существует без социальной реальности и социальная реальность не бытийствует без сущего. Существование сущего социального мира в социологии представляет собой отношение с социальной реальностью, выражающее принципиальную обусловленность всех событий социального мира. Сначала бытийствование сущего социального мира полагается бытием-сущим, затем бытие-сущим отождествляется с бытием-данностью, далее бытие-данностью концептуализируется как присутствие28. Присутствие сущего социального мира, в свою очередь, является реальностью сущего. Но реальность сущего социального мира — модус данности социальной реальности. Отсюда можно заключить, что сущее социального мира не было бы тем, чем (кем) оно является, вне отношения с социальной реальностью. Различие "сущее социального мира/социальная реальность" есть концептуализация действительного отнесения сущего социального мира к социальной реальности, как различие между тематизированным и нетематизированным.
В социальном мире не существует ничего безусловно необходимого. Социологические закономерности имеют вероятностный характер. Все события социального мира свершаются с некоей вероятностью. Практики представляют собой ансамбль вероятностных событий, которые агент может реализовать. В этом аспекте социальная реальность выступает вероятностью вероятностей социальных событий. С определенной долей условности данная "вероятность второго порядка" может быть охарактеризована как трансцендентальная. Это отвечает интуитивно вкладываемому в "социальную реальность" смыслу: она дает ответ на вопрос, какое событие социального мира необходимо (реализуется с вероятностью равной единице), а какое — невозможно (реализуется с вероятностью равной нулю).
|