В динамике доходов 1998 г. можно выделить 3 этапа (рис. 5 – 7[5]):
· январь–апрель (рост реальных среднедушевых доходов);
· апрель–август (начало тенденции к снижению доходов);
· с августа–сентября по настоящее время (резкое сокращение реальных денежных доходов населения с последующей относительной стабилизацией).
Та же динамика характерна и для покупательной способности доходов, измеренной по отношению к прожиточному минимуму. В сентябре сокращение реальных доходов составило 19,4% по сравнению с началом года, в октябре среднедушевые доходы составили 86% от января (т. е. совокупное падение составило 13,4%).
На протяжении 1998 г. государственная политика в области регулирования доходов строилась на прежней парадигме этого регулирования, затрагивающей доходы ограниченного круга социальных групп населения: зарплата лиц наемного труда, занятых в бюджетной сфере, пенсионных выплатах (включая инвалидов, лиц, потерявших кормильцев, и пр.), а также пособия, выплачиваемые безработным, низкообеспеченным домохозяйствам и пр. беднейшим социальным группам. В отношении этих групп – как до, так и после августовского кризиса – политика правительства преследовала цель поддержания их доходов на неизменном уровне. Но если в 1-й половине года правительству в известной мере удавалось реализовать эту цель, то в условиях экономического кризиса ни финансовых ресурсов, ни имеющихся у правительства инструментов регулирования оказалось явно недостаточно, чтобы предотвратить существенное падение доходов названных групп.
На протяжении первых 7-ми месяцев 1998 г. средняя реальная начисленная зарплата оставалась практически стабильной. После небольшого увеличения в январе – феврале началось её медленное снижение, в результате в июле реальная зарплата была такой же, как в декабре 1997 г. (с учетом сезонных факторов). В августе – ноябре реальная зарплата снизилась на 40%, в т. ч. в сентябре – на 26%. Дальнейшее ее сокращение в 4 кв. 1998 г. в принципе соответствует общему уровню спада производства.
В целом аналогичную динамику имела зарплата в бюджетных отраслях, где основная часть фонда заработной платы выплачивается из средств федерального и местного бюджета. В образовании, здравоохранении и учреждениях культуры после августовского бюджетно-финансового краха ставки оплаты труда фактически оказались заморожены, и их относительная номинальная величина заметно сократилась по сравнению с 1997 г. и 1-й половиной 1998 г. Это означало более значительное, чем среднее, сокращение реальной зарплаты в последние месяцы 1998 г. В то же время в научных учреждениях и в сфере государственного управления в 4 кв. 1998 г. относительная зарплата оказалась выше, чем в 1997 г.
В первые месяцы 1998 г. ускорение роста задолженности по выплате заработной платы оказывало жестокое давление на динамику заработной платы. В значительной мере это связано с проблемой государственного бюджета. Значительная часть задолженности, формально относимой на счет отсутствия собственных средств предприятий и организаций, также была спровоцирована неплатежами со стороны бюджетных потребителей (Минобороны и др.) за полученные товары и услуги, обусловлена отсутствием средств у бюджетных организаций, т.е. фактически также являлась прямым следствием бюджетного кризиса. Если в январе число предприятий, на которых имела место задолженность, удалось сократить с 97,5 тыс. до 70 тыс., то в последующем эта цифра неуклонно росла и к концу года почти удвоилась, превысив 139 тыс. предприятий.
|