Основное бремя задолженности по традиции несли учреждения образования (более 14% от общего числа предприятий, имеющих задолженность), предприятия и организации аграрного сектора (13%), культуры и искусства (9%), промышленность (более 7%). Общая сумма задолженности составила на 1 декабря 1998 г. почти 85 млрд. руб., что эквивалентно 3,72 размерам декабрьского общего фонда оплаты труда. За первые 9 месяцев 1998 г. бюджетная задолженность выросла в 2,6. В сфере образования она увеличилась в 4 раза, в здравоохранении – в 6,1 раза, в учреждениях культуры и искусства – в 6,3 раза. В декабре бюджетная задолженность сократилась почти на 11% (до 19,7 млрд. руб.), но это мало повлияло на общую ситуацию с выплатами зарплаты в бюджетных отраслях. И хотя имеющаяся задолженность едва ли не полностью приходится на региональные и местные бюджеты, эта проблема остается, пожалуй, самой острой из числа стоящих перед федеральным правительством в социальной сфере.
Ситуация в области пенсионного обеспечения характеризуется как кризисная, что проявляется в низком уровне пенсий у многих пенсионеров. Применявшийся в 1996 – 1998 гг. механизм повышения пенсий привел к уравнительности в пенсионном обеспечении, утере связи между размерами оплаты труда и пенсий. В 1996 г. средний размер пенсии составлял всего 80% от величины прожиточного минимума, а соотношение между средним размером пенсий и средним размером заработной платы остается на крайне низком уровне и составляет лишь 38%.
При этом учитывается только начисленная зарплата и начисленная пенсия. Однако, это далеко не в полной мере отражает положение дел, т. к. в 1996 и 1997 гг. массовый характер приняли задержки с выплатами заработной платы и пенсий населению. По расчетам Госкомстата России, в 1996 г. фактически выплаченная зарплата в обследуемых отраслях экономики (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт), а также в социально-культурной сфере, была примерно на 1/3 меньше начисленной. По информации региональных органов социальной защиты, в конце 1996 г. и начале 1997 г., задержки выплаты пенсий имели место в 68 субъектах РФ. Отставание от установленных сроков выплаты пенсий составляло от 2 до 4 месяцев.
Российский рынок труда в период 1992 – 1998 гг. развивался во многом по нетрадиционным сценариям, отличным от большинства стран, переживающих стадию трансформации. Регистрируемая безработица составляет лишь около ¼ её общего объёма, оцениваемого по методологии МОТ как численность лиц, не имеющих занятия, но активно его искавших.
Причины:
· низкие, по оценке самих безработных, социальные гарантии: размер пособия по безработице, отсутствие подходящих вакансий для многих категорий ищущих работу лиц, ограниченные возможности трудоустройства и программ занятости, реализуемых государственными службами занятости, а также ряд экономических и психологических факторов, свойственных различным социально-демографическим группам населения;
· основные причины сокращения масштабов открытой безработицы – ужесточение регламентов постановки граждан на учет в службах занятости и финансовый дефицит Фонда занятости населения РФ, что усугубило нежелание безработных регистрировать потерю работы и стимулировало их добровольное снятие с учета в службах занятости.
|