Оптимизация агрессии в обществе требует равновесия между тремя переменными: носителем агрессии7 (субъектом), социальной средой и морально-правовыми предписаниями. Мы говорили главным образом о носителе агрессии и возможных подходах к оптимизации агрессивного поведения индивида. Нас можно упрекнуть в сухости и недостаточной обоснованности некоторых положений. Как говорил поэт: «Суха теория, мой друг, но древо жизни пышно зеленеет». Угнаться за «пышностью» жизни и показать ее во всем величии и многообразии - дело архисложное и не всем под силу. Мы лишь стремились следовать процессу развития агрессии в нашем понимании и излагать все «за» и «против». «За» - имеется в виду то, что агрессия как определенный тип поведения, интегрирующий в себе биологическое и социальное, поддается оптимизации. «Против» - то, что агрессия является инстинктом самосохранения и практически не поддается регуляции.
Человеческая агрессия существует как агрессивное поведение, а для поведения нужны двое: «я» и «другой», следовательно, агрессивное поведение - это отношение, которое можно представить как позицию внутреннего (агрессивные мысли, чувства, воля) и внешнего (злостная гримаса, жест и прочее), ориентированную на поступок (агрессивное действие) или воздержание от него. Проблема воздержания от агрессии - это проблема внутреннего саморегулирования (воспитания) мысли, чувств и воли в их противостоянии агрессиуму, который, свою очередь, представляет собой единство биологического (инстинкты) и социального (опыт). Вот в этой части «социального» и следует воздействовать на агрессиум в целях управления агрессивным поведением. Однако следует признать, что это целое искусство, и не каждому оно под силу, но овладевшему им оно сулит особую удовлетворенность. Жизнь стоит того, чтобы к этому стремиться, даже в наше сложное время, полное агрессии и самоутверждения за ее счет. У философа спросили: «Чему следует учиться?» «Отучиться от зла», - был ответ. Сегодня этот совет мог бы помочь многим из нас, особенно сильным мира сего.
ПРИМЕЧАНИЕ
2 «Удовольствие - это становление и никакого бытия у него нет» - говорит Сократ в диалоге Платона «Филеб». И далее, что очень важно для понимания удовольствия в контексте агрессии . «Стремящейся к (удовольствию) избирает, следовательно, разрушение и становление, а не ту третью жизнь, в которой нет ни радости, ни печали, а только разумение, сколь возможно чистейшее». (Платон. Собрание сочинений. Т. 3, изд. «Мысль». М., 1994. С. 63).
3 У Платона «Страдание и удовольствие смешаны друг с другом». См.: Платон. Собрание сочинений. Т. 3, изд. «Мысль». М., 1994. С. 57.
4 .«Всякому удовольствию должно предшествовать страдание, страдание всегда первое» - подчеркивает Кант (И. Кант. Антропология с практической точки зрения. Санкт-Петербург: «Наука», 1999. С. 296). В гедонистической агрессии страдание также первично, но это уже страдание другого (жертвы агрессии).
5 П. Сорокин был убежден, что неэгоистическая любовь может положить конец человеческой агрессии.
6 Можно также представить себе, что ваши окна выходят на шумную сторону улицы. Ведь живут же люди в таких условиях . но если вам «выпадет» возможность съехать, то это надо сделать, довольствовавшись данным жизненным опытом. Хотя убежать от шума вам вряд ли удастся. Сегодня подвальные помещения жилых домов сданы в аренду предпринимателям, которые используют эти площади по своему усмотрению и в производственных целях. Таковы реалии.
7 Субъект агрессии - индивид, способный и во многом осуществляющий, агрессивное воздействие на окружающих.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ролло Мэй. Сила и невинность. М.: Изд-во «Смысл». 2001. 319 с.
2. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М.: Ренессанс, 1992. 292 с.
|