В повседневной жизни мы имеем дело с атрибуцией, «наивной психологией», как называл ее основатель теории атрибуции Фриц Хайдер. Чтобы управлять событиями, а это значимо для нас, необходимо понимать и интерпретировать поведение других, свои действия и причины их возникновения. Атрибуция - это наши мысли о поведении других, когда мы приписываем кому-либо качество происходящего события, а в случае каузальной атрибуции - приписываем причины. Ф. Хайдер сформулировал основные положения теории атрибуции. Согласно ему, любое событие (действие, результат), воспринимаемое человеком, есть функция двух сил: силы окружения (внешнее) и личностных ресурсов (внутреннее). В первом случае атрибуцию называют ситуативной, во втором - диспозиционной. Наконец выделяют самоатрибуцию, когда человек сам себе приписывает определенные (желаемые) черты и тем самым добивается самопонимания. При всем этом следует помнить, что атрибуция может быть для себя и других.
В контексте агрессии атрибуции могут быть использованы двумя сторонами -агрессором и жертвой, каждая из которой будет по-своему интерпретировать агрессивное действие. В случае рационализации деструктивной агрессии мы будем иметь дело с самоатрибуцией, главным образом ситуативной (виновато социальное окружение, другие). Как правило, ситуативная атрибуция носит негативный характер, скрывает истинные намерения агрессора (самоатрибуция для других) и направлена против интересов жертвы. В то время как жертва насилия вполне обоснованно считает, что причиненный ей ущерб был намеренный, мотивировался крайней враждебностью и преступными замыслами (диспозиционная атрибуция - виноват сам агрессор). «Рационализация» - ментальная активность, которая в большей части завершает агрессивное поведение (частично она может иметь место на этапе «усыпления» собственного «Я»). Когда разрушительное действие совершено - «ружье выстрелило» - говорить об управлении и контроле агрессии не приходится. Однако анализ данных ментальных процессов позволяет выявить степень интегрированности («спайки») основных составляющих агрессивного поведения - чем выше интеграция, а значит и изощреннее рационализация совершенных агрессивных поступков, тем выше, можно утверждать, будет мера ответственности субъектов агрессивного поведения. Ведь воздействовать на агрессию с целью управления можно, в конечном счете, силами «Я», а они (силы), как мы видим, в данном случае находятся в плену агрессивных мыслей и служат им.
2.4. Агрессиум
Агрессиум - важная составляющая агрессивного поведения, отличная от чувства, мысли и действия. Вводя данное понятие, мы исходим из того, что в каждом индивиде живет разновидность агрессиума - «нечто», находящееся внутри нас и ответственное за агрессию. Но это не сдерживающий механизм, скорее его можно представить как некий «сплав» психической силы и опыта (памяти), как структуру, которая образуется в результате взаимодействия биологических и социально-психологических факторов. Выступая как статичное целое, он обеспечивает устойчивые связи между сгущенной памятью и источником энергии (инстинктами). Агрессиум приходит в действие благодаря активизации чувств, мысли и воли. В «разбуженном» состоянии он может сливаться с ними, расширяя и усиливая их возможности во внешних проявлениях и актах. Собственно, благодаря агрессиуму и осуществляется переход от внутренней агрессии (чувства, мысли) к внешней (агрессивное действие).
Агрессиум - это не ген, не хромосом, не мужской гормон тестостерон, не Танатос Фрейда, и даже не влечение (драйв). В большей мере это продукт социализации (социальный опыт), но его зародышевые ингредиенты (предрасположенность, реактивность, возбудимость и пр.) имеют природное происхождение. Агрессиум существует в действительности, ведь существовать - это значить делать что-то внешнее по отношению к нам.
|